Национальная ассоциация участников электронной торговли
(НАУЭТ) обнародовала отчет о состоянии российского рынка электронной коммерции в
2004 г. Данные были получены в результате маркетингового исследования рынка и
анкетирования его участников, а также IT-компаний и департаментов продаж крупных
отечественных компаний. Согласно отчету, в этом году объем рынка электронной
коммерции достигнет 3,2 млрд долл. Участники рынка в целом согласны с тем, что
эти цифры выше, чем прогнозировалось весной, – только в сегменте В2С (business
to customer) рынок вырос в 2–2,5 раза, – и ожидают, что в следующем году
подобная динамика сохранится. По их мнению, объем рынка через год может возрасти
как минимум наполовину.
По данным НАУЭТ,
объем рынка электронной коммерции в России в этом году достигнет 3,232 млрд
долл., причем на сегмент B2B (business to business) приходится 442 млн долл.,
B2C – 662 млн, а B2G (business to government) – 2,130 млрд. При этом для продажи
услуг и товаров Интернет используют 61% компаний – в большинстве случаев через
собственный сайт. «Скорее позитивно» оценивают Интернет как канал продаж 55%
участников опроса, и только 3% относятся к подобному методу «нейтрально,
негативно». Что касается сегмента B2C, то исследования показали, что здесь
большинство продаж приходится на компьютеры и оргтехнику (около 44%), еще 27% –
на бытовую технику, а 4% – на продажи книг, CD и MP3-дисков. Стоит отметить, что
полученные в ходе исследования цифры существенно превышают те, которые
прогнозировались минувшей весной. Тогда НАУЭТ рассчитывала, что объем рынка в
2004 г. может составить 1,3 млрд долл. Причем в 2003 г. он достиг 937 млн долл.,
а к первому кварталу 2004 г. превысил 1 млрд долл. Конечно, эти цифры несравнимы
пока с объемами европейских рынков электронной коммерции. Тем не менее динамика
роста рынка свидетельствует о резком всплеске активности на нем.
Большинство
участников рынка считают эти цифры вполне закономерными. «Судя по статистике
«Яндекс.Маркет», B2C рынок вырос в 2–2,5 раза с прошлого года, как и ожидалось,
– сказал RBC daily руководитель направления электронной коммерции компании
«Яндекс» Илья Положинцев. – Продажи в традиционных для Интернета сегментах –
компьютеров, электроники, бытовой техники, оргтехники, книг – стабильно растут
вместе с рынком. Наибольший рост заметен в сегменте бытовой техники. Из
нетрадиционных стоит отметить значительный рост в сегменте строительных
товаров». Сходного мнения придерживаются в компании «Партер». «В нашем сегменте
рост рынка составил около 40%», – сказала RBC daily представитель компании
Татьяна Мамышева. Она также отметила, что наиболее перспективными сегментами
представляются торговля бытовой и офисной техникой, а также развлекательные
сервисы (музыка, кино, игры) и туристические услуги. Кроме того, есть основания
считать, что возрастет популярность электронных платежных систем.
Правда, с подобным
позитивным взглядом на электронную торговлю согласны не все. «Мы считаем, что
данные НАУЭТ по продажам через Интернет вообще и компьютеров в частности
завышены, – прокомментировал RBC daily председатель совета директоров компании
EHouse (в нее входят магазины Bolero, Aromat и др.) Владислав Улендеев. –
Совместно с компанией SpyLOG в 2003 г. мы проводили исследования рынка продаж
компьютеров через Интернет. За основу брались посещения всех компьютерных
магазинов, средняя стоимость одного заказа. Максимальная оценка рынка получалась
80 млн долл. НАУЭТ приводит в своих данных рост сектора B2C – 40% . Мы согласны
с этой оценкой. Но тогда рынок компьютеров через Интернет в этом году составляет
не более 115 млн долл.».
По мнению
собеседников RBC daily, в дальнейшем рынок электронной коммерции ожидают
серьезные перемены. Так, в прогнозе НАУЭТ говорится о том, что в будущем этот
рынок будет структурироваться за счет поглощения мелких участников рынка более
крупными и сильными. «Мы согласны с этим, – комментирует Татьяна Мамышева. – Это
связано с ростом конкуренции, в которой выигрывать будут профессиональные,
цивилизованные компании, а «мелкие лавочки» исчезнут, так как не смогут
поддерживать должный уровень качества обслуживания. Их, вместе с технологиями и
клиентскими базами, будут поглощать более крупные игроки». Более сдержанно
относится к ситуации Илья Положинцев из «Яндекса». «Несомненно, в следующем году
будет продолжаться укрупнение компаний, – сказал он RBC daily. – При этом стоит
ожидать появления и большего количества новых игроков, особенно на еще
недостаточно освоенных рынках».
По
разным оценкам, в следующем году рост рынка может составить не менее 50%. Так,
по мнению Владислава Улендеева, стоит ожидать увеличения сектора B2C на 40–50%.
А в компании «Партер» говорят о 70%-ном росте. «Мы полагаем, что в следующем
году рост нашего сегмента составит 35%, а рынка в целом – 70%, – комментирует
г-жа Мамышева. – Рынок электронной торговли по-прежнему расти благодаря
продолжающейся популяризации Интернета, росту популярности «безденежных»
платежных систем». Но главное ожидание участников рынка связано с ростом в
регионах. «Общий рост рынка скорее всего, продолжится. В первую очередь, за счет
активности покупателей и продаж в регионах», – заключил Илья Положинцев.
Анна Попова