Рост рынка интернет-банкинга, по данным его участников, за первый
квартал этого года уже перекрыл рост за весь прошлый год. Сейчас большинство
банков оказывают интернет-услуги преимущественно для юридических лиц, но скоро в
связи с ростом интереса банков к ритейловому бизнесу они намерены
стандартизировать интернет-продукты для физических лиц. Кроме того, с
большинством представленных в Сети банков о совместном бизнесе намерены
договориться интернет-платежные системы. Об этом пишет сегодняшний
«КоммерсантЪ».
По итогам исследований фонда «Общественное мнение», на 1 января 2004
года 14,6 млн. россиян являются пользователями Сети. Рост платежеспособности
населения и постоянный прирост пользователей интернета рано или поздно должен
был сказаться на увеличении спроса на интернет-банкинг. Сегодня цифры говорят о
том, что этот процесс уже начался. За весь 2003 год, согласно данным самих
банков, прирост числа клиентов интернет-банкинга составил около 40%. А уже в
первом квартале этого года их количество выросло на 50%. По мнению замначальника
управления финансовых операций «Пробизнесбанка» Андрея Веденкова, «через пять
лет та молодежь, которая сейчас использует Сеть в развлекательных целях, станет
более активной и будет пользоваться интернет-банкингом».
До последнего времени банки, занимающиеся интернет-банкингом,
ориентировались в основном на корпоративных клиентов. Теперь, как отмечают сами
банкиры, приоритетным направлением работы все большего количества банков
становится розница. Однако спрос на интернет-банкинг со стороны частных клиентов
растет опережающими темпами. Есть и еще одна причина, подталкивающая банки в
интернет: становящийся все более очевидным успех интернет-платежных систем. По
сути, они заняли нишу банков в Сети, позволяя пользователям осуществлять оплату
товаров и услуг. Ведь альтернативой оплаты в интернете выступают кредитные
карты, а безопасность подобных операций давно вызывает серьезные нарекания.
Сегодня на рынке присутствуют пять основных игроков - WebMoney, «Яндекс-Деньги», Rapida,
CyberPlat и E-port. Суммарный годовой оборот всех систем на 1 января 2004
года составляет около $456,5 млн. Бизнес платежных систем можно условно поделить
на две части - переводы между частными «кошельками» (peer-to-peer),
которые предоставляют «Яндекс» и WebMoney, и оперативные
платежи средств мобильной связи, коммунальных услуг, предоставляемые всеми
остальными платежными системами. Одна из основных проблем интернет-платежных
систем заключается в том, что они, по сути, используют квазиденьги. И при
переводе реальных денег в интернет (а особенно обратно) нередко возникают
серьезные трудности. В этом году ситуация вокруг платежных систем несколько
изменилась. Если в 2003 году некоторые банки открыто называли интернет-платежные
системы в числе своих конкурентов, то в текущем году платежные системы и банки
заявляют о сотрудничестве. «В ближайшее время наши клиенты получат возможность
перечислить в режиме реального времени средства с банковского счета на
«электронный кошелек» интернет-платежных систем и обратно», - заявил
«Коммерсанту» директор центра банковских продуктов и маркетинга «Импэксбанка»
Валерий Кардашов.
«Коммерсант» отмечает, что, несмотря на обоюдную выгоду интеграции
банков и интернет-платежных систем, инициатива в этом процессе исходит от
последних. К концу года платежные системы намерены заключить договоры с
большинством крупных игроков рынка.