Назад

Российские банки заинтересовались интернетчиками

Рост рынка интернет-банкинга, по данным его участников, за первый квартал этого года уже перекрыл рост за весь прошлый год. Сейчас большинство банков оказывают интернет-услуги преимущественно для юридических лиц, но скоро в связи с ростом интереса банков к ритейловому бизнесу они намерены стандартизировать интернет-продукты для физических лиц. Кроме того, с большинством представленных в Сети банков о совместном бизнесе намерены договориться интернет-платежные системы. Об этом пишет сегодняшний «КоммерсантЪ».

По итогам исследований фонда «Общественное мнение», на 1 января 2004 года 14,6 млн. россиян являются пользователями Сети. Рост платежеспособности населения и постоянный прирост пользователей интернета рано или поздно должен был сказаться на увеличении спроса на интернет-банкинг. Сегодня цифры говорят о том, что этот процесс уже начался. За весь 2003 год, согласно данным самих банков, прирост числа клиентов интернет-банкинга составил около 40%. А уже в первом квартале этого года их количество выросло на 50%. По мнению замначальника управления финансовых операций «Пробизнесбанка» Андрея Веденкова, «через пять лет та молодежь, которая сейчас использует Сеть в развлекательных целях, станет более активной и будет пользоваться интернет-банкингом».

До последнего времени банки, занимающиеся интернет-банкингом, ориентировались в основном на корпоративных клиентов. Теперь, как отмечают сами банкиры, приоритетным направлением работы все большего количества банков становится розница. Однако спрос на интернет-банкинг со стороны частных клиентов растет опережающими темпами. Есть и еще одна причина, подталкивающая банки в интернет: становящийся все более очевидным успех интернет-платежных систем. По сути, они заняли нишу банков в Сети, позволяя пользователям осуществлять оплату товаров и услуг. Ведь альтернативой оплаты в интернете выступают кредитные карты, а безопасность подобных операций давно вызывает серьезные нарекания.

Сегодня на рынке присутствуют пять основных игроков - WebMoney, «Яндекс-Деньги», Rapida, CyberPlat и E-port. Суммарный годовой оборот всех систем на 1 января 2004 года составляет около $456,5 млн. Бизнес платежных систем можно условно поделить на две части - переводы между частными «кошельками» (peer-to-peer), которые предоставляют «Яндекс» и WebMoney, и оперативные платежи средств мобильной связи, коммунальных услуг, предоставляемые всеми остальными платежными системами. Одна из основных проблем интернет-платежных систем заключается в том, что они, по сути, используют квазиденьги. И при переводе реальных денег в интернет (а особенно обратно) нередко возникают серьезные трудности. В этом году ситуация вокруг платежных систем несколько изменилась. Если в 2003 году некоторые банки открыто называли интернет-платежные системы в числе своих конкурентов, то в текущем году платежные системы и банки заявляют о сотрудничестве. «В ближайшее время наши клиенты получат возможность перечислить в режиме реального времени средства с банковского счета на «электронный кошелек» интернет-платежных систем и обратно», - заявил «Коммерсанту» директор центра банковских продуктов и маркетинга «Импэксбанка» Валерий Кардашов.

«Коммерсант» отмечает, что, несмотря на обоюдную выгоду интеграции банков и интернет-платежных систем, инициатива в этом процессе исходит от последних. К концу года платежные системы намерены заключить договоры с большинством крупных игроков рынка.

Читайте также

все новости