Положение со свободой прессы в России ухудшается. Об этом можно судить по обновленному рейтингу организации «Репортеры без границ», которая, как и весной, поставила нашу страну лишь на 121-е место в ряду из 139 стран. Лучше, чем у РФ, оказались показатели даже у Таджикистана (86-я позиция), Киргизии (98-я), Азербайджана (101-я). Впрочем, не только Россия, но и подавляющее большинство территории бывшего СССР закрашено на соответствующей карте сайта «Репортеров» тревожным красным цветом, что означает «тяжелую ситуацию». Еще хуже только окрас Туркменистана - темно-коричневый. В точно таких же «фашистских» тонах предстают Китай и ряд арабских стран, но для России это слабое утешение. До благородного светло-серого («ситуация скорее хорошая») окраса США и Британии, а тем более до непорочного белого (Канада, Германия) ей далеко, как до неба.
При этом следует напомнить, что и другая довольно известная международная организация - Freedom House - в этом году выставила России «неуд.» по части свободы СМИ, переведя ее из разряда «частично свободных» в «несвободные» (вместе с Арменией, Украиной и Венесуэлой). А комитет защиты журналистов (Committee to Protect Journalists) до сих пор помещает российского президента Владимира Путина в список 10 самых главных врагов прессы в мире. Все указанные организации полагают, что по сумме фактов цензуры, давления, преследования, а иногда и физического воздействия на журналистов наша страна лучших показателей не заслуживает.
К подобным рейтингам, конечно, следует относиться осторожно. Многочисленные правозащитники из среднеазиатских и закавказских республик вряд ли согласятся со столь высоким местом их стран относительно РФ (почему-то в несвободной РФ они и ищут убежища). И почему Украина с пресловутым «делом Гонгадзе» обогнала своего большого партнера по СНГ, так же неясно. Можно предположить, что за «опусканием» России стоят определенные политические интересы или, в лучшем случае, искреннее недоверие к нашей стране, над которой в представлении западных журналистов до сих пор витает призрак тоталитаризма. Во всяком случае, все эти рейтинги и «черные десятки», конечно, до некоторой степени ухудшают отношение к России, по крайней мере, в «цивилизованном» мире, который и так постоянно корит руководство РФ за Чечню. Конечно, можно сказать, что собака лает, а караван идет вперед. Высокие руководители США и стран ЕС, к примеру, не считают зазорным активно общаться с президентом Путиным или другими «врагами свободных СМИ» по версии CPJ – лидерами Китая. А сам российский президент тем более не обращает внимания ни на что и встречается с коллегами по «черному» списку, включая и Леонида Кучму, и Фиделя Кастро, и малайзийского премьера Махафира Мохамада.
Тем не менее говорить, что оценки международных организаций совершенно пристрастны и вообще не отражают действительности, было бы слишком просто. «Споры хозяйствующих субъектов» в сфере телевизионных СМИ лишний раз показали всю степень влияния на масс-медиа со стороны как государства, так и олигархических групп, заинтересованных в определенном контроле над информационной политикой. С другой стороны, сам министр печати РФ Михаил Лесин говорит о том, что в России существует значительный переизбыток СМИ - 6,5 тыс. только электронных изданий. Значительная часть газет, журналов, интернет-проектов и т.д. содержится или бизнес-структурами, или местными органами власти в целях влияния на общество (предвыборная агитация, разного рода пиар, лоббирование определенных планов, проектов и т.д.). Такая зависимость отнюдь не способствует действительной свободе информации и печати.
По большому счету, по-настоящему свободная пресса у нас существовала достаточно короткий период - в 1989-1991 гг., когда на волне перестроечного энтузиазма и гласности существовал огромный читательский спрос на «живое слово». Спрос, позволявший (при дешевизне бумаги и типографских услуг) «новым» печатным СМИ не зависеть ни от ЦК КПСС, ни от олигархов, ни, по большому счету, даже от рекламы. Однако того энтузиазма, видимо, не вернуть, а сделать СМИ зависимыми если не от читателя, то хотя бы от другого «нормального» источника денег – рекламы – трудно. В настоящее время рынок рекламы, за счет которой могут «кормиться» СМИ, слишком мал, поэтому и телевидение, и пресса в качестве коммерческих проектов не рассматриваются. Рынок, конечно, со временем вырастет, и уже растет, но, как говорит поговорка, «пока солнце взойдет, роса очи выест». Т.е. многие СМИ успеют разориться. Процесс, может, и естественный, но беспокоящий российское и западное общественное мнение. Тревожат последнее и ограничительные новации в российском законодательстве о СМИ, в частности так называемые «антитеррористические» поправки. Так что в ближайшее время, пока СМИ реально не станут на ноги, рейтинговые позиции России в этом смысле вряд ли будут сильно отличаться от позиций по другим показателям, для нас также печальным, - «индексу восприятия коррупции» и т.д.
Отдел экономики
Алексей Виноградов