Современные технологии превращают пассивных потребителей новостей в
активных участников медийного процесса, способных самостоятельно заниматься
журналистикой. Собирая информацию в Интернете, читая и публикуя свои статьи и
отзывы, люди сами становятся редакторами и корреспондентами. Традиционная
журналистика - сегодня лишь часть разнообразного медийного ландшафта. Однако это
не означает, что журналистика, в привычном понимании этого термина, становится
ненужной. Потребность знать правду чрезвычайно велика, однако все труднее
становится процесс ее распознавания: отделения зерен от плевел, а информации, от
дезинформации.
В целом, по мнению авторов доклада, в 2005 году продолжился бурный
расцвет персональных интернет-дневников (блогов), появления крупнейших
источников новостей, полностью редактируемых компьютерными компаниями (например,
новости, публикуемые на портале Google), и беспрецедентной адаптации медийного
продукта под каждого читателя. К примеру, журнал Reason разослал каждому
подписчику отдельный номер с фотографией его (подписчика) дома на обложке.
Наиболее популярны те средства
массовой информации, которые подают информацию наиболее быстро и дешево.
Это существенно отличается от традиционной модели, когда журналист в
первую очередь пытается собрать и тщательно обосновать факты. Блоги, помогая
уличать традиционные средства массовой информации (СМИ) в неточности, привнесли
новую философию: "публикуй все, что хочешь - подтверждение или опровержение
придет позже, от коллег-блоггеров".
Все это, однако, идет на пользу и тем силам, которые желают
распространять информацию исключительно в своих интересах - чиновникам,
лоббистским группам и корпорациям. Они получили поистине неограниченные
возможности манипуляций общественным мнением.
Сильно преувеличено значение постулата, согласно которому люди
предпочитают потреблять только те новости, которые соответствуют их собственным
идеологическим установкам.
Популярная идея о том, что независимая американская пресса все больше
склоняется к европейскому стилю, то есть приверженности той или иной партийной
или идеологической группе, сильно преувеличена. Подавляющее большинство
американцев высказывается в пользу независимых, беспристрастных и
неидеологизированных СМИ. Кстати, того же мнения придерживаются рекламодатели и
инвесторы. Исследования показывают, что люди, которые не доверяют СМИ,
потребляют больше разнообразной информации.
Чтобы адаптироваться к новым условиям, журналистике необходимо стать
более прозрачной, повысить уровень экспертизы, а также расширить сферу внимания.
В новых условиях журналисты стремятся остаться
единственными источниками надежной информации, своеобразными "арбитрами",
помогающими людям найти истину. Для этого, однако, необходимы серьезные
изменения в работе СМИ - например, журналистские материалы должны быть
обязательно подтверждены документальными источниками и ссылками на такие
источники. Аудитория хочет сама решать, чему ей верить, а чему - нет. Иными
словами эра "верь мне" в журналистике уступает эре "докажи мне".
Производители новостей более чем осторожны с инвестициями, ставящими
целью увеличение аудитории.
Это справедливо даже применительно к интернет-ресурсам, аудитория которых
постоянно растет. Вложения в интернет-сайты "традиционных" СМИ в 2005 году
сократились. Проблема заключается в том, что традиционные СМИ могут потерять
свои позиции в Интернете, уступив технологическое первенство таким компаниям,
как Google, а свою читательскую аудиторию - блогерам. Пока традиционные
информационные брэнды привлекают большинство потребителей новостей, которые
читают новости в Интернете, но ситуация начинает меняться.
Три крупнейшие телекомпании США -
АВС, СВS и NBC - находятся в
серьезном кризисе.
Старое поколение радио- и тележурналистов постепенно уходит на пенсию.
Вечерние новости - одно из украшений американской журналистики - борются за
выживание. Инерция в подаче материалов и старение традиционной аудитории
заставляют вещательные компании задуматься о глубокой перестройке вечерних
программ.
Ныне американцы весьма скептически относятся к своей
прессе. Прессу считают все менее профессиональной, все более небрежной в
обращении с фактами и все менее озабоченной национальными интересами. За
период с 1985 по 2002 год доля американцев, считающих прессу
высокопрофессиональной, снизилась с 72% до 49%; доля американцев, верящих
в то, что пресса руководствуется моральными принципами, упала с 54% до 39%;
число американцев, уверенных, что пресса стремится скрывать свои ошибки,
возросло с 13% до 67%; доля тех, кто считает что пресса беспристрастно излагает
факты, снизилась с 55% до 35%, а доля тех, кто считает, что пресса политически
ангажирована, возросла с 45% до 59%. Американцы не подвергают сомнению
желание журналистов быть профессионалами и оставаться независимыми. Однако им
кажется, что пресса не дотягивает до ее же собственных стандартов.