В понедельник вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России
(АКАР) Владимир Евстафьев заявил, что в «ближайшие годы» объем отечественного
рекламного рынка превысит $10 млрд, то есть увеличится более чем в два раза по
сравнению с нынешним показателем (по данным АКАР, в 2004 он составил $3,855
млрд).
«Мы достаточно
скоро выйдем за $10 млрд, – заявил Владимир Евстафьев. – Рекламный рынок в
России развивается динамично, демонстрируя 30% ежегодного прироста».
Если рост объемов останется на таком же уровне, то $10 млрд Россия
достигнет к 2008-2009 году. В 2004 году объем инвестиций в рекламу, по словам
Евстафьева, увеличился на 33%. Наибольший прирост показыла интернет реклама –
67%, но ее доля на рынке все равно мала – только 0,8%, или $30 млн. В
исследование АКАР не вошла контекстная реклама в интернете, поскольку ассоциация
не обладает информацией по ней. Почти половину всего рынка занимает реклама на
телевидении – 44,1%. В прошлом году прирост этого сегмента по сравнению с 2003
годом составил 37%. 31% рынка заняла пресса (прирост 28%), 18,4% наружная
реклама (прирост 34%), 0,4% реклама в кинотеатрах (прирост 25%).
По заявлению Владимира
Евстафьева, при таких темпах Россия скоро войдет в первую десятку стран мира по
объему вложений в рекламу.
Но тягаться с такими признанными
тяжеловесами, как США и Евросоюз России предстоит нескоро.
По
данным исследования, проведенного Всемирным центром исследования рекламы (World
Advertising Research Centre), в 2004 году общий объем рекламного рынка составил:
в США – $160,1 млрд, в Японии – $37,2 млрд, в Великобритании – $26,2 млрд, в
Германии – $21,8 млрд, во Франции – $13,3 млрд. Общий объем рекламного рынка
Европы достиг $74,2 млрд.
Темпы роста рынка рекламы в развитых странах гораздо ниже, чем в
России. У США –мирового лидера в этой области, в 2004 году рост составил 9,8% по
сравнению с 2003 годом.
Тем не менее, пока рынок рекламы в США по
объемам превышает российский боьше, чем в 41раз – $160,1 млрд против $3,85 млрд.
«Объем рынка рекламы от всего мирового ВВП – 1%. В США – 1,1%
от ВВП. В России – 0,7% от внутреннего валового продукта. Следовательно, Россия
сейчас догоняет и будет догонять, пока не достигнет приблизительно 1% ВВП», –
рассказал «Газете.Ru» президент российского отделения Международного института
рекламы (IAA) Борис Еремин.
«Рост рекламных рынков сейчас наблюдается во всем мире, но в
странах, демонстрирующих наиболее высокие темпы роста, – так называемый БРИК
(Бразилия, Россия, Индия, Китай) этот рост рекордный», – соглашается
вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) и член правления
Всемирной газетной ассоциации Евгений Абов.
Правда, эксперт
отметил, что если учитывать не общий объем рынка рекламы, а объем рекламы на
душу населения, то Россия окажется на одном из последних мест в мире. «Если
считать таким образом, то меньшие страны, например, Агрентина или Польша нас
сильно обойдут», – считает вице-президент ГИПП.
Основной
причиной, влияющей на увеличение рынка рекламы, эксперты называют рост
потребительского рынка. «Доходы людей растут, растет и потребительский рынок, –
прокомментировала директор по коммуникациям компании Comcon, занимающейся
исследованиями рынка СМИ, Мария Вакатова. – А вслед за потребительским рынком
растет и рынок рекламы».
Справка:
В 1 квартале
2005 года темпы роста объемов рекламы немного замедлились – по отношению к 1
кварталу 2004 года они увеличились на 26% и достигли $970-990 млн. Объем рынка
наружной рекламы вырос на 39%, на телевидении на 30%, в прессе на 16%, на радио
на 14%. В прочих видах медиа-сегментов, прежде всего в интернете, объем рекламы
увеличился на 42%. «Телевидение, скорее всего, прошло пик роста, поскольку здесь
мы не наблюдаем роста цен, – прокомментировал результаты 1 квартала президент
российского отделения Международного института рекламы (IAA) Борис Еремин. – С
другой стороны, объем рекламы в интернете растет очень быстро, этот рост можно
сравнить с ростом двухлетнего ребенка».
Александр
ПОЛИВАНОВ