В отчете, посвященному американскому рынку интернет-рекламы,
аналитики PricewaterhouseCoopers и IAB отмечают, что прошлый год был
рекордным для операторов как по объемам выручки, так и по темпу роста.
Доходы от размещения рекламы в интернете в прошлом году составили $9,
6 млрд, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 33%. Подобных результатов
сетевой рекламной отрасли удавалось добиться только в 2000 году, перед
началом всемирного кризиса IТ-индустрии — тогда в США на
интернет-рекламу было потрачено чуть более
$8 млрд, а рост рынка, при этом, составил 75%. Авторы отчета отмечают, что
основными рекламодателями в интернете в 2004 году были производители
потребительских товаров — на их долю приходится 49% всех проданных
рекламных «площадей».
По мнению аналитиков, рост объемов интернет-рекламы обусловлен
тем, что аудитория интернета неуклонно растет год от года, а сама сеть
меняется качественно. Все больше пользователей пользуется выделенными линиями
доступа, позволяющими подключаться к интернету на высоких скоростях,
а следовательно — посещать больше сайтов и смотреть больше
рекламы. «Число домашних пользователей, подключенных к интернету
посредством широкополосного канала, значительно выросло. Это привело
к тому, что люди стали больше времени проводить в сети.», —
говорит партнер PricewaterhouseCoopers Том Хиланд. Похожие процессы эксперты
отмечают и в других странах мира, в том числе и в России, где
в 2004 году рост рынка интернет-рекламы составил 67% по
сравнению с 2003. Однако, пока его объемы ничтожны по сравнению как
с рынком сетевой рекламы в США, так и с общим российским
медиа-рынком. В прошлом году доход от размещения рекламы
в рунете составил всего $30 млн, что составляет 0, 8% от объема всего
российского рекламного рынка. Зато по сравнению с другими
медиа-носителями, в рунете объем рекламы растет
самыми быстрыми темпами. По оценкам Ассоциации коммуникационных агенств России
(АКАР) последние несколько лет темп роста объемов рекламы на телевидении составлял
чуть более 30% — до того, как в 2002 году АКАР начал измерять объем
рекламы в интернете, именно ТВ считалось наиболее динамичным
медиа-носителем.
Эксперты рекламного рынка отмечают, что быстрые темпы роста российской
рекламной интернет-индустрии во многом обусловлены тем, для
рекламодателя это пока достаточно дешевый вид рекламы: стоимость 1000 контактов
в сети значительно ниже, чем, например, в прессе. И менее
консервативные рекламодатели стремятся этим воспользоваться. «Уже сейчас
существует дефицит рекламных мест на топовых сайтах — начиная
с прошлого года рекламодатели не могут разместиться на их первых
страницах, — говорит директор интернет-агентства Prior.ru
Сергей Спивак. — В то же время рекламная емкость интернета как
медиа не используется на 100% и следующим этапом будет заполнение сайтов
„второго эшелона“… После того, как цена 1000 контактов в интернете
и прессе будет примерно одинаковой, начнется спад темпов роста сетевой
рекламы. Но на это понадобиться не менее двух лет».
Справка:
Товары и услуги, рекламируемые через интернет в США (% от объема
рынка интернет-рекламы)
Общий объем рынка в 2004 году — $9, 6
млрд
Потребительские товары — 49
Компьютерная техника —
18
Финансовые услуги — 17
Телекоммуникационные услуги —
4
Лекарства и товары для здоровья — 6
Другое —
6
Источник:
PricewaterhouseCoopers, IAB.
Виктор ХИЛЬКО