Назад

Рекламный рынок растет быстрее ВВП

Рекламный рынок России снова оказался самым быстрорастущим в мире, увеличившись за 2004 год на 33%. Общая сумма доходов СМИ от рекламных поступлений, по оценкам экспертов АКАР, составила 3 млрд 855 млн долларов. Темпы роста оказались даже выше, чем прогнозировали эксперты: год назад они говорили об увеличении рынка на 25%. «Это связано с разницей в курсах рубля, доллара и евро. Рекламодатели планируют свои бюджеты в евро, а за рекламное время расплачиваются в долларах», — объяснил погрешность начальник информационно-аналитического отдела ГК «Видео Интернешнл», член экспертного совета АКАР Виктор Коломиец.

По традиции больше всего денег рекламодатели отнесли на телевидение — 1 млрд 700 млн долларов (прирост составил 37%, а доля на рынке СМИ — 44, 1 %). А самым быстроразвивающимся сегментом, как и в 2003 году, оказался интернет, рекламные бюджеты которого подросли на 67%, составив 30 млн долларов. Если рекламные доходы в газетах, журналах, радио и интернете росли в первую очередь за счет привлечения новых клиентов, то на телевидении — только благодаря росту цен. Рекламное время телеканалов уже несколько лет раскупается полностью, а увеличить его телеканалам запрещает закон.

Эксперты уверяют, что смогли более точно подсчитать прибыли газет и журналов, выделив в отдельную категорию рекламные издания. Заместитель гендиректора издательского дома «Проф-Медиа», вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Евгений Абов отметил, что более качественные подсчеты будут стимулировать закрытие экономически неэффективных печатных СМИ и появление на рынке новых изданий. «Существует много неохваченных ниш, особенно в регионах, например читательски ориентированные городские издания. Ожидается и бум b2b-изданий», — сообщил Абов.
Самым непрозрачным остается региональный рынок рекламы. По словам руководителя отдела маркетинговых исследований ГК «Видео Интернешнл» Сергея Веселова, в прошлом году регионы поделили 1 млрд долларов. Эту цифру Веселов назвал «вменяемой», так как в подсчете помогло сотрудничество АКАР с ГИПП, радиохолдингами, региональными партнерами телеканалов и издательских домов.

Наружная реклама, показавшая в прошлом году хорошие темпы роста (34%), может замедлить обороты в связи с переходом на новую систему налогообложения. По словам гендиректора «Эспар Аналитик» Андрея Березкина, предварительные данные за январь показали, что «наружка» даже с учетом сезонного спада уже несет потери.
Однако на общую динамику роста рекламного рынка трудности «наружки», как и ограничение рекламы пива, по мнению АКАР, не повлияют. По прогнозам, в 2005 году рекламодатели потратят на 20% больше денег, а объем рынка приблизится к 5 млрд долларов.

Надежда СТЕПАНОВА

Читайте также

все новости