Рекламный рынок России снова оказался самым быстрорастущим в мире,
увеличившись за 2004 год на 33%. Общая сумма доходов СМИ от рекламных
поступлений, по оценкам экспертов АКАР, составила 3 млрд 855 млн долларов. Темпы
роста оказались даже выше, чем прогнозировали эксперты: год назад они говорили
об увеличении рынка на 25%. «Это связано с разницей в курсах рубля,
доллара и евро. Рекламодатели планируют свои бюджеты в евро, а за
рекламное время расплачиваются в долларах», — объяснил погрешность
начальник информационно-аналитического отдела ГК «Видео Интернешнл», член
экспертного совета АКАР Виктор Коломиец.
По традиции больше всего денег рекламодатели отнесли на телевидение — 1 млрд 700 млн
долларов (прирост составил 37%, а доля на рынке СМИ — 44, 1 %).
А самым быстроразвивающимся сегментом, как и в 2003 году, оказался
интернет, рекламные бюджеты которого подросли на 67%, составив 30 млн долларов.
Если рекламные доходы в газетах, журналах, радио и интернете росли
в первую очередь за счет привлечения новых клиентов, то на
телевидении — только благодаря росту цен. Рекламное время телеканалов уже
несколько лет раскупается полностью, а увеличить его телеканалам запрещает
закон.
Эксперты уверяют, что смогли более точно подсчитать прибыли газет
и журналов, выделив в отдельную категорию рекламные издания.
Заместитель гендиректора издательского дома «Проф-Медиа»,
вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП)
Евгений Абов отметил, что более качественные подсчеты будут стимулировать
закрытие экономически неэффективных печатных СМИ и появление на рынке новых
изданий. «Существует много неохваченных ниш, особенно в регионах, например
читательски ориентированные городские издания. Ожидается и бум
b2b-изданий», — сообщил Абов.
Самым непрозрачным остается
региональный рынок рекламы. По словам руководителя отдела маркетинговых
исследований ГК «Видео Интернешнл» Сергея Веселова, в прошлом году регионы
поделили 1 млрд долларов. Эту цифру Веселов назвал «вменяемой», так как
в подсчете помогло сотрудничество АКАР с ГИПП, радиохолдингами,
региональными партнерами телеканалов и издательских домов.
Наружная реклама, показавшая в прошлом году хорошие темпы роста (34%),
может замедлить обороты в связи с переходом на новую систему
налогообложения. По словам гендиректора «Эспар Аналитик» Андрея Березкина,
предварительные данные за январь показали, что «наружка» даже с учетом
сезонного спада уже несет потери.
Однако
на общую динамику роста рекламного
рынка трудности «наружки», как и ограничение рекламы пива, по мнению АКАР,
не повлияют. По прогнозам, в 2005 году рекламодатели потратят на 20% больше
денег, а объем рынка приблизится к 5 млрд долларов.
Надежда СТЕПАНОВА