Новая редакция федерального закона "О рекламе" была
разработана группой депутатов Госдумы под руководством первого заместителя
руководителя фракции "Единая Россия" Юрия Волкова. Документ вводит ряд
дополнительных ограничений: например, на рекламу лотерей, игорного бизнеса,
лекарств и зонтичных брэндов. Но большинство рекламистов находят новый
законопроект более либеральным, чем действующий закон "О рекламе". Например, он
разрешает рекламировать алкоголь в печатных СМИ и снимает запрет на
использование образов людей и животных в рекламе пива.
Начало сенаторских дебатов откровений не
предвещало.
– Обнадеживает, что, в отличие
от действующего закона, новая редакция предполагает, что все, что касается
законодательной поддержки и регулирования рекламного рынка, а значит, и его
жизнедеятельности, будет сосредоточено в одном законе,– с выражением читал по
бумажке президент Ассоциации коммуникационных агентств России артист Игорь
Янковский.– Внушает оптимизм, что в новой редакции закона отражено присутствие
на рынке рекламы новых ее видов и каналов ее распространения, современных
средств коммуникации – интернета, мобильной связи.
Следующим законопроект хвалил Юрий Заполь, президент группы
компаний "Видео Интернешнл". Он взглянул на документ со совершенно неожиданной
стороны, увидев в нем правила хорошего тона для бизнесменов от рекламы.
– Прочитав его, понимаешь, как вести себя
на рынке,– делился он своими открытиями с членами Совета федерации.– Сейчас
понятно, что пиво не алкогольный напиток и не прохладительный. Пиво – это пиво.
В целом твердую четверку этому законопроекту я бы поставил.
Постепенно дошло и до критики. Слово досталось Леониду Надирову,
замминистра культуры и массовых коммуникаций.
– Критику гораздо интереснее слушать, хотя доброе слово,
конечно, и кошке приятно. В законе хотелось бы увидеть положения, обеспечивающие
полную демонополизацию рекламных услуг. Одна компания должна контролировать не
более 30% рынка,– веско говорил он, поглядывая на господина Заполя из "Видео
Интернешнл", сидевшего напротив него справа, и Сергея Железняка, генерального
директора компании News Outdoor-Russia, сидевшего от него по левую руку.
Выступление господина Надирова позволило
председателю думского комитета по информационной политике Валерию Комиссарову,
одному из авторов закона, сделать смелые предположения относительно судьбы
порожденного им документа.
– Его обсуждение
вызовет не меньший резонанс, чем обсуждение закона о монетизации льгот,– напугал
он собравшихся. Но, уловив ропот в рядах сенаторов, поспешил уточнить: – Я
говорю об общественном интересе.
Масштабы
этого интереса господин Комиссаров прикинул тут же, не сходя с места. По его
подсчетам, после первого же чтения в законопроект внесут "сотни две самых разных
поправок, среди которых обязательно найдется место для поправок радикальных –
например, рекламу отменить". От кого именно поступят подобные предложения,
господин Комиссаров не уточнил. Впрочем, услышав дальнейшие вопросы собравшихся
к авторам законопроекта, стало примерно ясно, кто может претендовать на
авторство подобных поправок.
–
Рекламодатели проводили исследования – влияет ли реклама на здоровье человека? –
вдруг заговорил о высоком зампредкомитета по социальной политике Совета
федерации сенатор Павел Беркс.– Скажем, смотрит человек хороший фильм, в котором
есть высокая поэзия, пребывает в лирическом настроении, и тут кино прерывается
на рекламу пива...
Казалось бы, что тут можно возразить? Однако
Валерий Комиссаров смог.
– Любое телесмотрение крайне
негативно влияет на здоровье человека. Телезритель постоянно подвергается
воздействию электромагнитного излучения,– авторитетно заявил он.– Лучше читать
книжки. Но и здесь надо быть осторожным – хрусталик устает.
Эти и другие веские доводы в пользу законопроекта вполне
удовлетворили проводившего заседание председателя комиссии по информации Совета
федерации Дмитрия Мезенцева. "Мы все сходимся в том, что будем поддерживать
концепцию этого закона",– резюмировал он.
Тимур
БОРДЮГ