Компании StrategyOne и
WorldOne Research опросили в декабре 2003 г. и январе 2004 г.
лидеров общественного мнения в Европе (по 150 человек в Великобритании,
Германии, Франции) , Бразилии (150 человек) , Китае (200 человек) и США (400
человек). В телефонном опросе принимали участие люди с высшим образованием и
годовым доходом не ниже $75 000. Участников опроса просили оценить свое доверие
к институтам по 9-балльной шкале. Исследование проводилось в рамках ежегодного
исследования доверия, проводимого компанией Edelman PR Worldwide.
Жители США в целом гораздо доверчивее европейцев. Например, в
доверии правительству сознались 48% американцев (39% годом раньше) и лишь 31%
(25% год назад) европейцев. Бизнесу доверяют 51% американцев (на 3% больше, чем
год назад) против 40% жителей Европы (35% за год до этого) , негосударственным
организациям - 47% (49% за год до этого) против 41% (45% ). Самые доверчивые
граждане живут в Китае (там доверяют госструктурам 47% опрошенных) и Бразилии
(уровень доверия негосударственным организациям - 64% ).
Хотя мнение европейцев и американцев о неправительственных
организациях за прошедший год несколько ухудшилось, некоторые из них заметно
выросли в глазах общества. Так, доверие американцев к «Международной амнистии»
за год увеличилось на 10% - до 55% (в Европе показатель увеличился с 62% до 63%
), о доверии экологам из Greenpeace заявили
48% американцев (41% год назад) и 57% европейцев (51% год назад). Из
бизнес-корпораций таким же доверием в США пользуются лишь пять: Bayer, Coca-Cola,
Ford Motor Company, Johnson
& Johnson и Microsoft. В Европе и вовсе ни одной компании не удалось
превзойти показатель гуманитарных организаций, и лишь Microsoft сравнялась по доверию с Greenpeace.
Старшего партнера агентства «Маслов, Сокур и партнеры» Михаила
Маслова не удивляет медленный рост доверия к бизнесу в целом. «Отношение к
бизнесу и раньше было двойственным, а корпоративные скандалы последних лет росту
доверия к нему никак не способствовали», - напоминает он. Зато эксперты видят
все основания такой популярности неправительственных организаций. «Они
занимаются общественно значимыми проектами, а правительству не всегда приходится
проводить популярные меры. Поэтому и рейтинг неправительственных организаций
растет быстрее», - говорит руководитель отдела социальных проектов PR-агентства PRP Weber Shandwick Ирина Колотий. «Считается, что
неправительственные организации не аффилированы с бизнес-структурами и не
ангажированы ими. К тому же они часто занимаются популистской работой. Это
позитивно воспринимается широкими слоями населения», - соглашается
Маслов.
Пристрастия же россиян пока заметно отличаются от выбора
европейцев и американцев. Больше всего в нашей стране верят президенту: его
рейтинг доверия в марте 2004 г. составляет 62%. Таковы данные опроса
социологической компании «Левада-Центр» по выборке 2100 человек по всей России.
Следующими в рейтинге традиционно следуют армия и церковь, им верят
соответственно 28% и 41% сограждан, отмечает замдиректора «Левада-Центра»
Алексей Гражданкин. «Доверие Думе, правительству и партиям существенно ниже.
Неправительственные организации нашему населению вообще почти неизвестны,
поэтому мы даже вопрос такой в опросы не включаем», - говорит он. Что касается
бизнеса, большинство россиян склонны доверять бизнесу в целом, отмечая при этом
отрицательное отношение и недоверие к крупному бизнесу.
Зато журналистам в нашей стране пока везет больше, чем
европейским и американским коллегам. Лишь 24% опрошенных в США и 28% европейцев
признались, что доверяют медиа (годом ранее таких было 28% и 32% ). А россияне
пока еще больше верят СМИ: по словам Гражданкина, 26% считают медиа «вполне
заслуживающими доверия» и еще 45% - «не вполне заслуживающими». Но если бы опрос
среди россиян проводился не по трехбалльной, а по девятибалльной шкале, уровень
доверия к СМИ оказался бы «существенно выше», прогнозирует социолог.