Назад

РасФАСовка почты. Антимонопольное ведомство разберется с подписным рынком

На заседании 21 сентября ФАС не смогла определить, создает ли "Почта России" более выгодные условия для работы МАП. По словам начальника управления ФАС по контролю и надзору на транспорте и в области связи Константина Сенечкина, разбирательство было отложено для сбора дополнительных сведений, которые сегодня будут изучены на комиссии ФАС. Комментировать ГАЗЕТЕ ход разбирательства до вынесения вердикта комиссией Сенечкин отказался. Пояснив лишь, что дело возбуждено против Мининформсвязи, ФГУП "Почта России" и ООО "МАП" по признакам нарушения закона о конкуренции в части создания условий, ставящих хозяйственный субъект в неравное по сравнению с конкурентами положение на рынке.

Антимонопольная служба поставлена перед непростым выбором. Российский рынок подписки стагнирует. По оценкам игроков на рынке (весьма приблизительным), его объем составляет 350-500 млн. долларов в год при снижающихся на 1-2% тиражах ежегодно. На долю «Почты России» в целом приходится более 90% российского рынка подписки, причем в некоторых регионах эта цифра доходит до 100%. Но единой системы подписки, как пояснили ГАЗЕТЕ во ФГУП "Почта Роcсии", до сих пор не существует. До осени прошлого года региональные филиалы «Почты России» сами издавали собственные каталоги и сами устанавливали тарифы на подписку, которые отличались друг от друга даже в соседних регионах.

"Эта практика не вызывала неприятия игроков на рынке подписки, поскольку "Почта России" являлась на этом рынке монополистом", - заявил ГАЗЕТЕ инициатор запроса в ФАС, гендиректор подписного агентства "Книга-Сервис" Эдуард Гамс. По его словам, после появления МАП цены на услуги почты по подписке в некоторых регионах выросли в 2,5-3 раза. За полгода, отмечает Гамс, его агентство потеряло более 25% подписчиков в 40 регионах. "Создается впечатление, что наши заказы, в том числе и на продление подписки, которые мы отправляем издателям через "Почту России", передаются ООО "МАП", - утверждает Эдуард Гамс.

"Заявления о том, что с передачей Межрегиональному агентству подписки функций по обслуживанию каталога российской прессы «Почта России» цены для издателей выросли, абсолютно не соответствуют действительности", - возражает директор ООО "МАП" Андрей Шишлин. "Одним из основных условий, которое предъявила нам почта, было сохранение цен на включение в каталог на прежнем региональном уровне. И мы полностью его соблюдаем. Более того, в нашем каталоге наши цены уже сейчас на 20% ниже, чем у других подписных агентств, - пояснил Шишлин. - А что касается потери клиентов агентством "Книга-Сервис", то МАП здесь ни при чем. Причина кроется в неэффективной организации бизнеса компании".

В агентстве "Роспечать", которое, по оценке экспертов, лидирует среди подписных агентств (с долей 45-50%), от комментариев отказываются.

"Почте нецелесообразно и невыгодно работать напрямую с 47 000 российских печатных СМИ, это должны делать подписные агентства, - заявил ГАЗЕТЕ гендиректор «Почты России» Игорь Сырцов. - Мы хотим перестать выступать в этом качестве и сосредоточиться исключительно на своих прямых обязанностях - доставке прессы". Таким образом, «Почта России» пытается реализовать модель в рамках принятой концепции либерализации рынка почтовых услуг. Заключение договоров с издателями, поясняет Сырцов, издание объединенного каталога, где будут присутствовать все издания, а также и его реклама является для почты непрофильной функцией. Ее должны брать на себя подписные агентства. Что касается доставки прессы по адресам подписчиков, то эту часть процесса почта оставляет за собой как "типичную почтовую функцию". К тому же почта предоставляет всем подписным агентствам право распространять каталоги в своих отделениях, так как она традиционно ассоциируется у граждан с местом, где всегда можно оформить подписку.

Сейчас, утверждают во ФГУП, почта предлагает следующий механизм подписки. Небольшие газеты (например, заводские и районные малотиражки) могут работать напрямую с филиалами "Почты России". Крупные региональные газеты могут обращаться либо в подписные агентства, либо в департамент подписки. Издателям, не желающим включать свое СМИ ни в один из существующих каталогов, почтовики готовы предложить альтернативные варианты проведения подписки, например оформление подписки по отдельным квиткам в почтовых отделениях. Но при этом СМИ должны сами уведомить своих читателей, как на них можно подписаться.

СПРАВКА
Система подписки на почте кроме России действует лишь в Китае, где таким способом распространяется 80% изданий. Это объясняется тем, что множество предприятий подписываются на прессу для своих сотрудников. Такая система укоренилась в социалистические времена и существует по сей день.

Среди европейских стран лидером по подписным технологиям является Англия, хотя и там доля подписки на рынке распространения ниже, чем розничные продажи. Но этим бизнесом занимаются сами издательские компании.

Подписные цены в Европе ниже розничных на 30-40%, оформить подписку можно в любой момент и на произвольное количество номеров (так называемая «свободная подписка»).

Если сроки доставки не соблюдается, на организацию-доставщика налагается штраф. Существуют также программы скидок, например специальные скидки для студентов.

По данным Миниформсвязи, в 2003 году "Почта России" получила 4,75 млрд. рублей за подписку 31,4 млн. экземпляров печатной продукции, из которых на газеты пришлось 26,5 млн. штук. 8,5 млн. составили центральные газеты, 17,9 млн. - региональные. Россияне подписались на 4,5 млн. журналов, из которых 4,2 млн. были общероссийскими, а 500 тысяч - местными. В 2003 году 200 тысяч книг были распространены по подписке.

ООО "Межрегиональное агентство подписки" (МАП) создано в 2001 году. Основные учредители - ООО "Логос-Центр" (46% уставного фонда), ФГУП "Международный почтамт" (8%). Объем рынка подписки, по данным "Почты России", в этом году составит около 390 млн. долларов. По оценке группы компаний "Логос" - около 525 млн. долларов. 50% рынка подписки контролирует агентство "Роспечать", МАП, появившееся на рынке менее трех лет назад, контролирует 10-15% рынка подписки.

Читайте также

все новости