Игорь МОСИН, генеральный директор ИД «Женское здоровье»:
– Сейчас на современном медиарынке наблюдается такая тенденция – интерес
к перспективным российским структурам со стороны иностранных инвесторов. Этот
факт свидетельствует о развитии в России цивилизованных рыночных отношений.
Что касается конкретной ситуации с «Логосом», следует отметить, что для
Sanoma распространение – профильный бизнес, и вполне логично, что после покупки
издательского дома «Индепендент Медиа» следующим шагом Sanoma будет приобретение
распространительских структур. «Логос», как крупнейшая сеть распространения в
Москве, конечно, является для Sanoma, и не только для нее, лакомым кусочком.
Поэтому, на мой взгляд, покупка «Логоса» Sanoma – вполне реальный и
перспективный шаг для крупного зарубежного игрока.
Что касается стоимости, то суммы называются разные – от $35 млн. до $80
млн. Сколько реально предложит Sanoma, никому не неизвестно. Но как крупный
финансовый гигант, предложить эта компания может много. Sanoma может предложить
даже больше реальной стоимости, как она уже сделала с IDM, с целью получить
серьезный финансовый потенциал в будущем.
Татьяна ЕФИМОВА, главный редактор журнала
«Здоровье»:
– На мой взгляд, покупка Sanoma активов «Логоса» очень реальна. Для
современного рынка интерес иностранных инвесторов к российскому бизнесу вполне
естественен. Любая иностранная компания заинтересована в покупке дополнительных
активов для своего профильного бизнеса.
И в случае с «Логосом» может сложиться такая же ситуация. Для Sanoma
распространение – профильный бизнес. Они вкладывают в него деньги и стремятся
укрепить свои позиции на российском рынке.
Что касается циркулировавших сейчас слухов о серьезных долгах «Логоса».
Судя по тому, что финская компания покупает даже не сам российский бизнес, а
долю рынка, а также учитывая историю с издательским домом «Индепендент Медиа»,
стоимость покупки может быть значительно выше той, что есть на самом деле.
Раиса НЕЯГЛОВА-КОЛОСОВА, генеральный директор ИД
«ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА»:
– Такая сделка вполне может состояться. Мне кажется, что группа компаний
«Логос» в целом гораздо менее инвестиционно привлекательна, чем отдельные ее
предприятия, особенно связанные с розничным распространением. Поэтому я считаю,
что есть вероятность продажи отдельных компаний «Логоса».
Что действительно вызывает удивление, так это шумиха вокруг возможной
сделки. Любой серьезный переговорщик такие вещи старается сохранять в секрете
как можно дольше, потому что большую часть стоимости компании в нашем бизнесе
все-таки составляют знания, умения и связи менеджмента. А при таких пиаровских
криках о сделке всегда возникает легкая паника и неуверенность у персонала, а
затем и у партнеров. В конечном итоге можно сильно проиграть в цене продажи.
А привлекает наших зарубежных коллег то, что наш рынок распространения –
непаханая целина, где существует масса возможностей для развития.
Елена МЯСНИКОВА, генеральный директор ИД «Индепендент Медиа.
Sanoma Magazines»:
– Мне ничего не известно о проектах покупки «Логоса» компанией Sanoma, я
не слышала даже таких слухов. Наш издательский дом принадлежит этой компании,
точнее, той ее части, которая называется International Magazines, а то, что
касается распространительской структуры этой компании, не имеет к нам отношения.
Поэтому я не знаю, с кем они ведут переговоры и какие у них планы.
Что
касается вообще медиарынка и интереса к нему со стороны зарубежных инвесторов,
то надо отметить, что, наряду с китайским, это один из самых динамичных рынков в
мире. Хотя для нас темпы роста снижаются, но все равно, по сравнению с
большинством рынков европейских стран, где наблюдается стагнация, российский
рынок развивается очень быстро. Его прирост ежегодно составляет 15-25%, в то
время как в Европе – 1,5-5%. На примере Sanoma могу сказать, что это компания,
стоимость акций которой в случае удачной покупки вырастет на следующий же день.
Не через десять лет, когда они отобьют свои инвестиции, а в тот момент, когда
рынок узнает об удачной сделке.
Справка:ГК «Логос»
– крупнейший оператор на рынке распространения печатной продукции России. В
составе холдинга работают несколько компаний, которые специализируются по типам
распространения печатной продукции: оптовая торговля, дистрибуция, розничная
продажа, подписка. «Логос» на рынке с в 1992 года. Годовой оборот группы
компаний составляет $130 млн. Распространяемый тираж периодической печатной
продукции– 500 млн. экземпляров ежегодно.
Елена БАЛАШОВА, Юлия
ВОЛОДИНА