Назад

Проблемы печатных СМИ Марий Эл

В слушаниях приняли участие более 300 представителей медийного сообщества. Общая картина проблем СМИ в России, как пестрое мозаичное панно, складывается из ситуаций в регионах. Многие из них схожи. Шеф-редактор газеты “Московский комсомолец” в Марий Эл” Валерий Басин кратко обрисовал проблемы СМИ в Марий Эл.

- Медиарынок Республики Марий Эл представлен как электронными, так и печатными средствами массовой информации. На сегодняшний день в республике работают три телевизионные компании. Есть также несколько радиостанций, которые в большинстве своем делают акцент на музыкальном вещании. Основную массу СМИ Республики Марий Эл составляют печатные издания, как государственные, так и независимые.

На 1 января 2006 года в республике зарегистрированы более 120 печатных СМИ. Тем не менее, лишь около половины из них периодически выходят в печать. Из тех, что выходят регулярно, можно выделить несколько информационных изданий, которые имеют собственную читательскую аудиторию, значительные (по региональным меркам) тиражи и занимают достаточно прочные позиции на медиарынке Марий Эл. Наиболее многополосные печатные издания - газеты “Жизнь”, “Московский комсомолец” в Марий Эл” (популярные российские издания, которые выходят в регионах с оптимальной смесью местных и федеральных новостей), ежедневники “Марийская правда” (учредителями являются правительство Марий Эл и Государственное собрание РМЭ), “Марий Эл” на марийском языке, газеты “Пенсионер”, “Семейная газета”, “Йошкар-Ола”.

Государственные средства массовой информации дотируются из республиканского и муниципального бюджетов. Это дает им ряд преимуществ, связанных прежде всего с определенным гарантированным финансированием. Независимым СМИ в этом смысле приходится рассчитывать исключительно на собственные силы. В таких условиях конкурентной борьбы и самоокупаемости вот уже десятый год выходит “Московский комсомолец” в Марий Эл”. За это время газета стала популярной, обзавелась собственной читательской аудиторией и заработала репутацию серьезного и влиятельного издания.

Несмотря на достаточный опыт работы в информационной сфере, условия, в которых вынужден функционировать “МК” (как, впрочем, и другие независимые печатные СМИ республики), нельзя назвать комфортными. Сказываются экономические, политические и социальные веяния как внутри республики, так и в стране в целом. Например, за эти годы в связи с инфляцией “МК” пришлось неоднократно увеличивать стоимость продукции. Если поначалу номер “МК” в Марий Эл” стоил в рознице около 1,5 рубля, то теперь - 6,7 рубля. Естественно, с каждым удорожанием теряется часть читателей, которые, отказываясь от наших услуг, покупают не столь качественное, но более дешевое “чтиво”.

Достаточно серьезным ударом по печатным СМИ Республики Марий Эл и вообще России стало прошлогоднее увеличение тарифов на доставку подписных тиражей республиканских газет. Рост тарифов был связан с решением Федеральной антимонопольной службы, посчитавшей необходимым отменить существовавшие льготы для республиканских газет и уравнять их в расходах с федеральными изданиями.

Стоит отметить, что почтовые услуги и раньше составляли значительную часть стоимости. Сейчас из 519 рублей стоимости полугодовой подписки правительственной “Марийской правды” 417 рублей 48 копеек - это цена доставки почтой. 91,5 % от стоимости “Московского комсомольца” составляет цена доставки почтой. Поскольку почта - это федеральная служба, кажется целесообразным пристально посмотреть на обоснованность их расценок.

До сих пор большинство изданий считают ситуацию с подпиской весьма серьезной, а порой и тупиковой. Оказавшись в безвыходном положении, некоторые районки вообще отказались от услуг почты. Изменения стоимости подписки (почти в два раза) не могли также не сказаться на тиражах республиканских газет. “Московский комсомолец” в Марий Эл”, к примеру, в прошлом году потерял часть своих подписчиков, которые являлись постоянными читателями “МК”. А меньше подписчиков - значит меньше тираж газеты.

Редакция “Марийской правды” в этой ситуации нашла решение. Читателям была предложена более дешевая альтернативная подписка через собственные газетные киоски. Однако не все издания имеют свою сеть киосков.

Не лучшим образом сказывается на тираже и общий культурный уровень населения. На протяжении последних нескольких лет мы можем наблюдать, как меняется читатель и его интересы - от “сложного” к “простому”. Если раньше людей интересовали не только вопросы “что?”, “где?”, “когда?”, но и “почему?”, то теперь потребителю достаточно кратких новостей определенной тематики и иллюстративных материалов. Это тенденция, которую можно назвать люмпенизацией, характерна для многих регионов, в том числе и для Марий Эл. Очевидно, что газеты “нового поколения” все больше и больше завоевывают местный медиарынок, заставляя другие издания менять лицо и содержание в сторону его упрощения.

Еще одна тенденция последних лет - вымирание так называемых оппозиционных СМИ. Четыре года назад на территории республики существовало несколько изданий, которые высказывали альтернативную власти точку зрения. Теперь таких газет нет.

Читайте также

все новости