Появление
большого количества автомобильных журналов в России связано, прежде всего, с
ростом автомобильного рынка. По оценкам экспертов, к 2008 году количество новых
автомобилей, зарегистрированных в России, может достигнуть показателя около 1,4
млн (в 1998 – 788 тыс.). Российский рынок, наравне с китайским и индийским,
становится наиболее перспективным для сбыта автомобилей, особенно зарубежных
автомобильных марок. Россияне покупают все больше «иномарок», отсюда потребность
в качественной и надежной информации, которую и предлагают издатели лицензионных
автомобильных журналов.
Сегодня
основную долю рынка держат отечественные журналы. «Лучшие позиции на рынке у
отечественных изданий: «Автомир», «Авторевю», «За рулем» и «Клаксон», – говорит
Александр Руднев, директор по рекламе группы изданий ИД «Бурда» (выпускает
«Автомир»). – Эти четыре издания определяют 6070% как читательского рынка,
так и рынка рекламодателей среди всех автомобильных журналов». Список Руднева
можно продолжить такими изданиями как «Пятое колесо» и «Автомобили». По данным
TNS Gallup Media (мартиюль 2005 года), лидерами по аудитории являются
именно отечественные издания . Необходимо отметить, что «Автомир» – это
еженедельный журнал, а «Клаксон» и «Авторевю» – это газеты, которые выходят раз
в две недели.
Глаза разбегаются
Рекламодателями в автоизданиях
являются преимущественно компаниипроизводители автомобилей, а также салоны продаж. Особенность этого сегмента в том, что
у ведущих изданий ключевые рекламодатели одни и те же.мТо есть, происходит
«перехлест». Каким же образом автомобильному изданию убедить рекламодателя в
своей уникальности и нужно ли это делать?
«Крупные
рекламодатели давно не нуждаются в какихлибо «убеждениях», – считает
Александр Бахарев, главный редактор газеты «Клаксон». – Они оценивают рейтинги
издания, составляют круг самых крупных, серьезных и эффективных
рекламоносителей, и распределяют между ними рекламные средства».
С ним
согласен Александр Руднев: «Журналу не стоит убеждать рекламодателя в своей
особенности или уникальности, нужно просто четко выбрать свою целевую группу
читателей и стараться добиться в ней наилучших медийных показателей». Однако
данные социальнодемографических исследований свидетельствуют о том, что
аудитория автомобильных изданий схожа. Например, основными читателями являются
люди в возрасте от 16 до 34 лет («Авторевю» – 57,5%, «Автомир» – 61,1%,
«Автопилот» – 53%, «За рулем» – 51,3%, «Пятое колесо» – 57,1%). Та же ситуация с
доходами аудитории – доля читателей, которые тратят на продукты питания от 25%
до 50% семейного дохода составляет у «Авторевю» 40,4%, у «Автомира» – 36,8%, у
«Автопилота» – 35,4%, у «За рулем» и «Пятого колеса» – 35,8% (по данным TNS
Gallup Media за мартиюль 2005).
Очевидно,
что крупные рекламодатели руководствуются иным принципом при выборе рекламы.
Например, в Топ 10 рекламодателей журнала «За рулем» – только четыре
компаниипроизводителя автомобилей. Впрочем, представитель рекламного бюро
журнала объяснил, что этот период не показателен. «За рулем» охватывает весь
спектр рекламодателей – производителей автомобилей, запчастей и сопутствующей
техники. Аналитики рынка говорят о том, что иногда предпочтения рекламодателя
определяются субъективными причинами, например, личными симпатиями к изданию.
Еще одним аспектом является то, что крупные компании размещают свою рекламу не
только в специализированных изданиях. Например, компания Toyota Motor
Corporation, которая находится в Топ 5 рекламодателей в автомобильных изданиях,
разместила в автомобильной прессе в июне-августе 19,5 полос площадью А2, а
общий объем рекламы в прессе за этот период составляет 98,88 полос. Но с другой
стороны, объемы размещенной рекламы компании General Motors составляют 23,25
(автомобильные издания) и 32,92 (общий объем) полос А2.
По объемам
размещенной рекламы лидерами в этом сегменте являются те же издания, которые
входят в пятерку лидеров по аудитории. При этом стоимость полосы не зависит
напрямую от объема аудитории – «Автомир» – $6,5 тыс.; «За рулем» – от $12 тыс.
до $16 тыс. (в зависимости от позиции); «Авторевю» – около $11 тыс. (312 тыс.
рублей); «Клаксон» – около $14 тыс. (398 тыс. рублей); «Пятое колесо» – около
$7,3 тыс. (208,5 тыс. рублей).
Угроза с запада
Однако
эксперты считают, что в ближайшем будущем лицензионные издания могут потеснить
российские. «Сейчас к серьезным игрокам следует прибавить "Top Gear", "Auto
Motor und Sport", "Evo" и "What Car?". Вдобавок – узкопрофильные издания о
тюнинге, спортивных автомобилях, внедорожниках и прочее. Раньше не было такого
изобилия, – рассказывает о перераспределении сил Александр Бахарев. – Рекламные
сборы понизились. Многочисленные новые издания «оттягивают» средства на
себя».
Игорь
Мальцев, управляющий редактор журнала «Автопилот», считает, что конкуренция в
сегменте иллюстрированных журналов жесткая, так как эти издания работают на одну
достаточно узкую аудиторию, которая владеет иномарками и хочет приобретать
иномарки в дальнейшем. «Позиции лучше у отечественных журналов в области общения
с читателем, потому что они уже нашли адекватный язык этого общения. В области
производства зарубежные издания в лучшем положении, потому как они получают
отличные фотоматериалы, которые за нормальные деньги в России не создать заново
никогда в жизни», – объясняет Игорь Мальцев. По его мнению, лицензионные журналы
будут «отъедать часть рынка, особенно если продолжат практику продаж рекламных
площадей за копейки». «Эта практика рушит рынок и не позволяет, в конце концов,
им самим нормально развиваться», – заявляет Игорь Мальцев.
Александр
Руднев менее категоричен, считая, что вряд ли в ближайшее время лицензионные
журналы смогут существенным образом повлиять на ситуацию. «Оценить влияние
лицензионных изданий на рынок автопериодики можно только в среднесрочной
перспективе, когда пройдет определенное время, и они завоюют доверие читателей,
– поясняет Руднев. – Кроме того, большинство новых лицензионных журналов
ориентированы на сегмент владельцев premium марок, а основной рост продаж
наблюдается в сегменте недорогих автомобилей».
Игроки рынка
уверены, что хотя в сегменте автомобильной прессы идет жесткая конкуренция, тем
не менее, свободные ниши есть всегда. «Место всегда найдется. Только нельзя быть
шестыми или десятыми, – говорит Игорь Мальцев. – Нужно стоять в стороне».
Тенденцией можно назвать появление новых лицензионных проектов, ориентированных
именно на российских читателей. Например, журнал "Quattroruote", который
запускает ИД «Бурда» в 2006 году, будет рассказывать о подержанных иномарках
(что интересно российским автолюбителям). Другим вариантом развития сегмента
становится запуск узкопрофильных изданий – например, журнал "Maxi Tuning" (ИД
(game)land), который будет запущен в следующем году. Этот проект будет
рассказывать о «примочках», которые можно установить на автомобиль. В смежном
секторе – журналы о мотоциклах – вряд ли появится слишком много изданий, это
объясняется климатическими условиями и сравнительно небольшой аудиторией
владельцев данного вида транспорта.
Максим
АЛЕКСЕЕНКО