Назад

Президент заступился за региональные СМИ

На недавней встрече Владимира Путина с уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным омбудсмен проинформировал президента о том, что жалобы на нарушения прав СМИ, прежде всего региональных, являются одними из самых распространенных. В качестве примера он привел Брянскую область. "Надо помочь региональным СМИ, поскольку реальное гражданское общество начинается именно там", – считает он. "Я поручил правительству проработать систему поддержки региональных СМИ, – сказал Путин. – Подключитесь к контролю за исполнением этого поручения, посмотрите, какие меры предложит правительство".

Таким образом, ущемленная свобода слова шести опальных редакторов брянских районных изданий, поддержавших на прошедших в декабре выборах "неправильного" кандидата может выйти Николаю Денину боком. Особенно – в свете последних событий уже, можно сказать, мирового значения.

И. о. заместителя губернатора Брянской области Анатолий Теребунов то ли по причине своего крайнего радикализма, воспитанного четырьмя годами жесткой оппозиции, то ли по причине крайней административной неопытности столкнул целую лавину. Если бы он знал, что вызов на ковер 31 января шести редакторов брянских районных газет обернется публичным докладом об этом лично президенту России, да еще в негативном тоне по отношению к его патрону – буквально только что избранному губернатору Николаю Денину – он бы, наверное, несколько раз просчитал, от тех ли редакторов и вовремя ли требует подать заявление по собственному желанию.

Районщики оказались упорнее и хитрее, чем считал г-н Теребунов (точнее говоря, упорнее и хитрее оказался новозыбковец Николай Пожиленков, закаленный такой же оппозицией главе города Ивану Нестерову и умеющий интриговать не хуже, а то и лучше уверовавшего в свою непогрешимость Анатолия Теребунова).

И вот уже президент с экрана телевизора заявил, что дал поручение премьер-министру разобраться с проблемой средств массовой информации как в масштабах России в целом, так и в масштабах одного региона в частности. Миру явлено – зажимать СМИ в России никому не позволено. Поскольку спора хозяйствующих субъектов не наблюдается, можно предположить, что районщики выиграли не первый раунд, как писал "Наш Брянск", а всю партию – вчистую.

Сами того не подозревая, своей вовремя поданной жалобой "на губернатора-злодея" брянские редакторы-районщики подняли огромную проблему, которая, так или иначе, встала бы перед властями всех уровней в 2006 году – проблему местной прессы. Еще точнее – проблему существования и финансирования местной прессы.

По федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", вступление которого в силу намечено на следующий год, государственные органы власти и муниципальные органы местного самоуправления лишатся права иметь собственные средства массовой информации. Для Брянской области это означает, что с 1 января 2006 года ни облдума, ни обладминистрация не смогут быть учредителями ни одной газеты – а ведь сейчас и дума и Комитет по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций являются учредителями всех брянских районок; от них не отстают и местные администрации – можно назвать только "Новозыбковские вести" и "Наш город Брянск", которые, если вовремя не подсуетятся, тоже могут в одночасье оказаться без учредителей (администраций Новозыбкова и Брянска, а также Новозыбковской гордумы и Брянского горсовета соответственно).

Остающийся с 2006 года "бесхозным" ресурс "районок" огромен. Только в Брянской области – не самой большой в России, с населением всего полтора миллиона – совокупный тираж "государственных районок" (т.е. тех, в которых "присутствуют" и облдума, и обладминистрация) составляет более 110 000 экземпляров (в расчет не принимаются те же "Новозыбковские вести", "Наш город Брянск", "Фокинский вестник"). Это не предел: совокупный тираж государственных изданий (районок и областного официоза), выходящих в Тульской области, составляет 140 тысяч экземпляров; общий тираж районных газет в Воронежской области составляет около 150 000 экземпляров; тираж только районных газет в Ленинградской области превышает 300 тысяч экземпляров; суммарный тираж районных газет Алтайского края также составляет более 300 тысяч экземпляров. "Закон суров, но это закон": такая махина остается без присмотра.

Власть беспокоят не деньги, а уровень влияния районок. Несмотря на гигантское количество СМИ в России (только за последние три года количество печатных изданий в нашей стране возросло почти на 20 000 (!) наименований), районки остаются практически монопольным поставщиком информации в сельской местности и маленьких городках по всей России. Небрянский пример: "Наша газета – единственный источник информации для местных жителей", – сообщила главный редактор газеты "Шалинский вестник" (Свердловская область) Анастасия Казанцева. По ее словам, шалинцы ограничены в доступе информации: в районе работает всего 4 телеканала, а число областных и федеральных газет минимальное. О новостях практически все жители Шалинского района узнают из местной газеты". В Брянской области ситуация еще сложнее – нет ни одного (!) федерального канала, который бы уверенно принимался на территории всей Брянщины. Из-за особенностей расположения ретрансляторов в юго-западных районах области самым популярным является государственное Белорусское телевидение, а в южных районах – украинский канал УТ-1. Еще один существенный момент – именно в районках областные (и районные/городские) власти могут печатать свои пресс-сводки и прочие "агитки" в первозданном виде. Невозможно заставить сделать то же самое частную газету.

В Иркутской области, например, "районки" уже вышли из подчинения глав муниципальных образований. Вслед за этим мэры обнаружили, что районная газета становится не просто публикатором постановлений, а органом гласности, который может, в том числе, быть и источником критики в адрес властей. Некоторыми главами муниципалитетов это воспринимается негативно. Иркутская областная организация Союза журналистов России (ИОО СЖР) намерена активно помогать районным и городским газетам. Как заявил на пресс-конференции 22 февраля председатель исполкома общественной организации Союза жураналистов России Александр Гимельштейн, в районах и небольших городах Иркутской области конфликты прессы с местной администрацией возникают систематически. "В ближайшее время мы намерены разобраться в ситуации, сложившейся вокруг газет "Чунский вестник" и "Тракт", – заявил г-н Гимельштейн. – У последней газеты возникли проблемы с администрацией Нижнеудинска в связи с освещением реформы местного самоуправления. В отдельных случаях дело доходит до прямых угроз и попыток силового давления на сотрудников редакции".

Ситуация одинакова во всей великой стране. Так, председатель комитета по печати и телерадиовещанию администрации Тульской области Анна Кочетова, жалуясь на сокращение Тульской облдумой расходов на районные СМИ, сообщила, что в государственных изданиях, выходящих в Тульской области, "публикуется обязательная официальная информация, отчитываются перед населением о своей работе должностные лица областного и муниципального уровней, затрагиваются серьезные социальные проблемы". Местные газеты, как признаются власти в некоторых муниципальных образованиях Тульской области, до сих пор остаются, зачастую, не только главным, но и единственным источником информации о жизни района. А вице-губернатор той же Тульской области Александр Воропаев заявил прямо: "Депутаты считают, что информировать население уже не нужно, они сами придут к избирателям и обо всем расскажут". Вице-губернатор убежден: на предлагаемые деньги заведомо убыточные районные издания просто не выживут. Этих средств не хватит даже на то, чтобы ликвидировать газеты в порядке, установленном законодательством. "Если это произойдет, то с 1 января останется только секс, наркотики и рок-н-ролл", – мрачно пошутил вице-губернатор. В то же время он выразил надежду, что депутаты не оставят население области "без голоса, глаз и ушей".

"Голос, глаза и уши" плюс телепрограмма (в той же Тульской области уменьшили периодичность районок, но увеличили их объем – "это даст возможность редакциям значительно увеличить площадь под программы телевизионных каналов, что немаловажно для сельских жителей"), привычность и не самая высокая подписная цена (даже при подписном коэффициенте 2.3-2.5, установленном ФГУП "Почта России", районки, находящиеся на госфинансировании, могли себе позволить установить каталожную цену в 0.00 рублей) – получается ресурс, который в принципе нельзя отпускать на вольные хлеба. Опять же небрянский пример (в Брянской области такие вещи не приняты): в Устьянском районе Архангельской области в 2004 году принято по подписке изданий на 4773,3 рублей, а продано в розницу на 3916,5 рублей (данные устьянского почтамта). Причем среди подписных изданий лидируют с хорошим отрывом районная газета "Устьянский край" и региональный официоз "Правда Севера", а следом – "советские" брэнды "Комсомольская правда" и "АиФ". Такая же пропорция наблюдается по всей стране.

Брянские "районщики" разбудили президента России как раз вовремя – чтобы он успел "дать поручение председателю правительства", убив одновременно двух зайцев. Первый – миру показано, что глава государства заботится о СМИ, их независимости и достатке. Второй – о ресурсе районок вспомнили не за неделю до вступления в силу закона о местном самоуправлении, а почти на год раньше. Есть возможность отработать какие-то механизмы "кормежки" районной прессы, не вступая в конфликт с принятым законом. Так, как это делают, например, в Архангельской области. Председатель комитета печати, телерадиовещания и информационных коммуникаций этого региона Василий Воробьев, говорит: "Речь идет о двух механизмах финансирования СМИ из областного бюджета. Первый – Правительство области заключает со СМИ договор на информационное обслуживание. Это делается на конкурсной основе в соответствии с областным законом о закупках товаров и услуг на государственные нужды. Вторым принципиально новым механизмом станет система грантов, которые будут получать СМИ из областного бюджета на освещение социально значимых проектов. Принцип грантовой поддержки СМИ активно используется Федеральным агентством по делам печати и массовых коммуникаций. Список социально значимых проектов, а также СМИ, которым будут выделяться гранты, определит специальный экспертный совет, в который войдут представители исполнительной и законодательной власти области, общественных организаций и объединений. Если речь идет об освещении каких-то молодежных проектов, то на получение гранта могут рассчитывать издания молодежной тематики, если это вопросы, касающиеся социальной поддержки сельских жителей – грант получат районные газеты".

Нечто похожее делают органы госвласти Саратовской области. Там принята областная целевая программа "Развитие информационного партнерства органов государственной власти со средствами массовой информации на 2004-2005 годы", в рамках которой проводятся конкурсы информационных проектов СМИ на лучшее освещение социально значимых тем. Так, в 2004 году сумма заявок масс-медиа на финансирование из областного бюджета составила 46 073 515 рублей. Этими деньгами поддержано 60 проектов: из них 16 проектов – электронных СМИ, 20 – областных и 24 – районных газет. Похожая программа принимается и в Псковской области – там она называется областной целевой программой "Поддержка полиграфии и книгоиздания в Псковской области (2005-2009 гг.)" и включает в себя как раз финансовую поддержку районных газет и областной официальной газеты "Псковская правда", а также Псковской областной и Великолукской городской типографий. В пакет поддержки, в частности, вошли: транспорт для редакций, рабочее место для компьютерной верстки, внедрение оборудования для цветной печати. Объявленная стоимость программы – 51,750 миллионов рублей.

Грантами намерены покрывать дефицит бюджетов районок и власти Свердловской области. Председатель Свердловского творческого союза журналистов Дмитрий Полянин считает, что некоторые местные средства массовой информации смогут выжить и сохранить финансирование из местного бюджета, если выиграют соответствующий тендер. Закон предоставляет муниципальным образованиям право проводить конкурс среди местных СМИ на освещение своей деятельности.

В Алтайском крае действует закон "Об экономической поддержке СМИ". В рамках данного закона разработана система грантов, позволяющая всем СМИ, независимо от формы собственности, реализовывать крупные социально значимые проекты. Общий фонд грантов составляет 3 миллиона 500 тысяч рублей.

В Ленинградской области согласно областному закону о поддержке СМИ, региональные СМИ практически на 100 % обеспечиваются бумагой, на 50 % – услугами полиграфии, частично техникой за счет бюджетных средств. К тому же в области существуют льготы на аренду помещений, оплату электричества и услуг связи для средств массовой информации.

В Московской области районные газеты переходят в собственность области. Перестали быть муниципальными и перешли в собственность области уже 26 районных газет, еще около 17 газет в настоящее время передаются под юрисдикцию Минпечати Московской области. Министерство планирует заполучить почти полсотни из 220 газет, издающихся в Подмосковье. Для них это тоже выход – губернатор Борис Громов сумеет найти им применение и спонсоров после 1 января 2006 года для того, чтобы сохранить солидный медиа-ресурс для себя.

Пока председатель правительства не разобрался с поручением главы государства – ситуация выглядит вялотекущим упразднением "ресурса районок". В Брянской области первый шаг к этому сделан облдумой. Народные избранники готовятся признать утратившим силу областной закон "О государственной поддержке СМИ и книгоиздания в Брянской области". То есть брянские районки (в основном, кончено, они) перестанут получать финансовую помощь из областного бюджета. Губернатор Николай Денин в декабре и январе даже пообещал "заставить редакторов побегать", но в 2005 году лишить финансирования районки никак нельзя – суммы, выделенные на них, уже прописаны в областном бюджете (и редакторы-"районщики" должны за это низко поклониться экс-губернатору).

Алена ВИННИЧУК, Брянск

Читайте также

все новости