Редакторы общенациональных и региональных газет и
журналов, руководители медийных организаций и представители власти решили
сделать подписку более доступной для населения. Но первой темой обсуждения стало
предложение министра финансов Кудрина, прозвучавшее на заседании правительства:
приватизировать почту, отдав неконтрольный пакет акций коммерческой структуре.
“Общественники” восприняли новость крайне негативно. По их мнению, это будет
означать разрушение информационного поля — подписка фактически окажется в
“загоне” коммерции. Тут уж точно ни о какой доступности речи идти не
может.
Впрочем, пока идея приватизации почты остается мнением отдельного
министра. И комиссия Общественной палаты занялась более реальными и насущными
вопросами. Например, стоит ли предоставлять скидки и дотации на доставку
подписных изданий. Давать их всем без исключения? Но тогда рекламный буклет и
серьезная газета окажутся в равном положении, хоть и имеют разное социальное
значение. Никому? Тогда многие издания просто не смогут себе позволить
доставлять газеты читателям. Собравшиеся отметили, что основная проблема сейчас
— в отсутствии критериев, по которым могли бы предоставляться преференции.
Конкретные предложения по вопросу компенсаций и дотаций (в том числе для
региональной прессы), а также классификацию изданий будет разрабатывать
отдельная подгруппа при комиссии.
Аналогичная подгруппа будет решать
вопрос со снижением НДС на доставку подписки: насколько налог должен быть меньше
нынешних 18% или стоит его вовсе отменить. И сколько в таком случае потеряет
государство. Следующая тема — почтовые тарифы, их обоснованность и прозрачность,
особенно в регионах.
Свои предложения по изменениям
в законе о почте готовит еще одна подгруппа. Она, в частности, займется
почтовыми ящиками. Сейчас за их состоянием должны следить жилищно-коммунальные
службы. Чего, естественно, не делается: в многоквартирных городских домах
половина ящиков — без дверец. Первый заместитель гендиректора ФГУП “Почта
России” Денис Чуйко предложил обратить внимание на эксперимент, который
проводится в Санкт-Петербурге. Там заботу о ящиках передали почтовикам. Впрочем,
в рамках той же подгруппы будет рассматриваться вопрос, а нужна ли сама почта в
институте подписки или стоит сделать как на Западе, где у издательств есть свои
службы доставки свежей прессы читателю. Кроме этого будет обсуждаться
возможность возврата к годовой подписке.
На разработку конкретных мер по
всем статьям отведена неделя. После этого комиссия вновь соберется, с тем чтобы
обсудить окончательный вариант предложений и впоследствии направить их в
соответствующие властные структуры.
Виктория
ПРИХОДЬКО