Об этом, по данным, полученным ИА REGNUM в пресс-службе Минпечати, сообщил
заместитель министра печати Владимир Григорьев в своем выступлении на прошедшей
в Москве конференции региональных журналистов.
По словам Григорьева, тому есть много причин. Одна из них – распределение
рекламных бюджетов. Ежегодный рост рекламного медийного рынка составляет 25-30%
но согласно анализу Минпечати, региональный рынок не получает достойной доли
этого "пирога". Рекламодателям необходима тиражная прозрачность; отсюда вопрос
тиражных комиссий, отсюда вопрос создания так называемых сейлс-хаузов –
компаний, профессионально продающих рекламу, вопрос получения рекламных бюджетов
региональными изданиями и другие. "Думаю, что эти проблемы будут занимать умы и
министерства, и менеджеров медиа-бизнеса, - отметил замминистра.
Он также добавил, что телевидение столкнулось с той же проблемой в
1995-1996 гг., когда каждая телепрограмма самостоятельно искала спонсоров и
рекламодателей, тем самым нарушая все рыночные каноны и когда на выходе канал
получал реально меньше, чем мог бы получить. Телевидение и радио с этой
проблемой в принципе справились и наступает время, когда сообщество издателей
печатных СМИ тоже должно всерьез заняться этой проблемой. Минпечати, в свою
очередь, должно выступить в качестве координатора. В настоящее время
заканчивается очередной период льгот для средств массовой информации, и органы
налогообложения стремятся наложить на СМИ точно такой же НДС, как и на остальные
отрасли. В связи с этим Минпечати начало проработку возможности
дифференцирования печатных СМИ – глянцевых журналов с одной стороны и газет и
книг – с другой стороны.
"Нам следует двигаться по западной модели, когда НДС для книг и газет
составляет порядка 5-6%, - отметил В. Григорьев. - Для этого нам потребуется
поддержка общественных организаций, поддержка всех присутствующих для того,
чтобы такая позиция по индустрии стала внятной и понятной для правительства, для
нового парламента. Думаю, что есть все возможности, чтобы отстоять льготный НДС,
хотя, повторяю, это потребует немалых усилий и со стороны министерства, и со
стороны общественных организаций".
Замминистра привел ряд цифр, характеризующих положение в отрасли.
Российский рынок прессы в последние 4 года развивается довольно динамично,
динамичнее других рынков. По сравнению с 2000 годом число печатных СМИ
увеличилось на 15 тыс. Сегодня в России - 42 тыс. зарегистрированных печатных
изданий. Опережающими темпами при этом растет рынок журналов – их количество
увеличилось на 5,5 тыс. Важная проблема рынка сегодня заключается в том, что
рост числа печатных изданий – газет, книг, журналов – не сопровождается ростом
тиражей. 2003 год полностью повторяет показатели 2002 года и общий тираж газет в
этом году составляет порядка 8,5 млрд экземпляров, журналов – 570 миллионов. А
ведь СМИ – очень перспективный рекламоноситель, подчеркнул Григорьев, и надо
структурировать его и сделать наиболее привлекательным для рекламодателя.
В прошлом году печатные СМИ заработали 590 млн. долларов рекламных
средств; 380 из них – газеты, 200 с небольшим – журналы. При этом доход
телевизионного рекламного рынка только по федеральным каналам составит 1 млрд.
долларов. Объем продаж российской периодики в этом году оценивается в 1.5 млрд.
долларов; при этом алгоритм подписки и розницы показывает постоянный рост продаж
в пользу розницы, что связано и с неэффективностью работы почты, и с влиянием на
рынок так называемых глянцевых журналов. Обычно лишь около 5-7% журналов идет
через подписку, а остальные реализуются в розницу. Так идет развитие рынка в
Соединенных Штатах Америки, так, вероятно, пойдет дело и в России, считает
замминистра по делам печати.
В следующем году Минпечати намерено продолжать практику направления
заявок в Государственную Думу на выделение средств для поддержки районных и
городских газет. А на 2004 год такие средства выделены в размере около 220 млн.
рублей. Это финансирование осуществляется напрямую, средства направляются
конкретным изданиям непосредственно, минуя органы местной власти. В этом тоже
заключается политика государства, которая позволяет избежать зависимости СМИ от
местных властей.
"Следует признать, что в настоящее время рынок продаж прессы
несовершенен, зачастую хаотичен и во многих регионах отмечается превалирование
серого и черного бизнеса, - отметил Григорьев. - И здесь необходимо решение
важной институциональной проблемы – ведения работы по договорам комиссии. Это
наиболее перспективная форма сотрудничества между издателями и
распространителями, и в настоящий момент очень важным элементом развития
российского газетного и книжного рынка является создание общенациональных
федеральных сетей распространения". Он сообщил, что Минпечати также решает
вопрос о системе подписки, которая сейчас переживает не лучшие времена. Сегодня
в стране на тысячу жителей приходится в среднем 217 подписных экземпляров.
Причем, если в Татарстане на тысячу жителей таких подписных изданий – 530
экземпляров, то в Москве – девяносто девять. Для сравнения: в 1990 году в стране
на тысячу жителей приходилось порядка тысячи пятисот газет и журналов.
Министерство ведет диалог с российской почтой, и вырабатывает алгоритм
того, как в дальнейшем будет развиваться система подписки по стране в целом. Это
будет единый подход, единые рыночные условия для всех издателей, все будет
связано с удаленностью региона и весом печатного издания. Цены, взимаемые за
этот продукт, должны субсидироваться из государственного бюджета. Существует
также необходимость выстраивания вертикали подчиненности почтовых служб, так как
на рынке существуют в настоящий момент восемьдесят девять почтовых структур,
которые не всегда выполняют рекомендации, поступающие из центра. То же самое
было и с телевизионными компаниями: одно время местные ГТРК были независимы от
центра, и только в 1998 году удалось отстроить вертикальную систему
подчиненности. Минпечати рассчитывает, что же самое, как мы надеемся, будет и с
почтовой системой к марту-апрелю будущего года. Это будет серьезно
способствовать нормальному развитию подписки и в целом - структуризации и
совершенствованию российского рынка масс-медиа, заключил
Григорьев.