Назад

Правительство может лишить МАП права запрещать незаконную рекламу.

По закону МАП и его территориальные отделения осуществляют контроль за соблюдением законодательства о рекламе. В частности, министерство может «предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами». Согласно Кодексу об административных правонарушениях штраф за нарушение закона о рекламе составляет от 400 до 500 МРОТ, а за неисполнение предписания министерства - от 2000 до 5000 МРОТ. По оценкам экспертов, наибольшее количество нарушений рекламного законодательства приходится на долю алкогольных компаний.

В минувший вторник комиссия по административной реформе под руководством вице-премьера Бориса Алешина пришла к выводу, что МАП может запретить рекламу только в том случае, если суд признает ее незаконной, и рекомендовала правительству лишить министерство права решать этот вопрос самостоятельно. Источник в комиссии говорит, что такая рекомендация укладывается в логику решения правительства 18 декабря 2003 г. Тогда кабинет министров поддержал запрет на внесудебную приостановку деятельности организаций. «У нас есть презумпция невиновности: если МАП подозревает компанию в незаконной рекламе, то он должен доказать это в суде, - говорит источник. - А пока получается так, что министерство обязует компанию устранить рекламу, а бизнесмены должны обжаловать это решение в суде».

Участники рынка поддерживают рекомендацию комиссии и указывают на то, что решения министерства о приостановке рекламы зачастую бывают весьма субъективны. Зампред правления банка «Авангард» Станислав Коновалов вспоминает, что у некоторых московских банков «были проблемы с МАПом из-за рекламы». «Учитывая, что закон о рекламе допускает неоднозначное трактование ряда статей, только суд может принять справедливое решение - соответствует реклама закону или нет», - говорит Коновалов. «Запрет на внесудебную приостановку рекламы МАПом позволит наиболее объективно рассматривать конфликтные вопросы», - соглашается с ним первый замгендиректора алкогольной компании «Ладога» Владимир Евстратьев.

Партнер консалтинговой компании Business Open Сергей Будников отмечает, что в России пока не существует компаний, которые могут проводить экспертизу рекламы на соответствие закону. «Поэтому МАП может трактовать закон о рекламе как угодно», - говорит Будников. Он приводит пример агентства недвижимости МИАН, которое рекламировало квартиры, используя образ ребенка. «Закон запрещает [использовать образ детей для рекламы товаров для взрослых], на этом основании МАП направил предписание компании о приостановке рекламы, - говорит эксперт. - Но квалифицированный юрист может доказать, что квартира является объектом пользования в том числе и для ребенка».

Однако некоторые участники рынка считают, что лишение МАПа оперативного контроля приведет к массовым нарушениям закона. Гендиректор NewsOutdoor Сергей Железняк обращает внимание на то, что судебные процедуры очень затянуты. «Пока суд вынесет решение, пройдет полгода, - считает Железняк. - А большинство рекламных кампаний рассчитаны на месяц, и за время судебных слушаний реклама будет снята, а виновный может остаться безнаказанным». Президент Ассоциации рекламных агентств Владимир Евстафьев предлагает решать проблему недобросовестной рекламы через рекламное сообщество. «Это мировая практика, когда отрасль сама накладывает ограничения [на деятельность своих участников], - говорит Евстафьев. - А все запреты госорганов можно обойти, используя, например, технологии product placement».

Представители рекламного бизнеса обращают внимание на то, что запрет на внесудебную приостановку рекламы должен касаться не только МАПа и его территориальных подразделений, но и органов власти на местах. Коммерческий директор завода «Урожай» Алексей Юрьев вспоминает, что в июне прошлого года московский комитет по рекламе запретил его предприятию рекламировать слабоалкогольный напиток «Парламент», аргументируя это тем, что под этим же брэндом компания производит и водку. А Железняк приводит пример Тюмени, где решением региональных властей полностью запрещена реклама табака. «Такой практики быть не должно, ведь иногда интересы региональных властей продиктованы, например, предвыборной логикой», - говорит Железняк.

В МАПе спокойно отнеслись к решению комиссии. «По сути ничего не меняется, просто теперь решение о наказании будет принимать суд и процесс будет более прозрачным», - заявил «Ведомостям» замминистра по антимонопольной политике Андрей Кашеваров. По его мнению, длительность процесса рассмотрения дел в суде принципиально не изменит ситуацию с уходом компаний от наказания. Для многих компаний штрафы не являются серьезным барьером для размещения недобросовестной рекламы, говорит Кашеваров.

Анна Николаева

Глеб Крампец

Читайте также

все новости