Назад

Польским СМИ придает силы конкуренция

«Мы начнем с тиража в 60 тыс. экземпляров, в то же время нашей целью является тираж "Dzennikа" в 150 тыс. экземпляров», — утверждают издатели новой ежедневной польской газеты, которая подозрительно напоминает известную немецкую газету "Die Welt".

Если судить по первым реакциям польских журналистов и экспертов рынка, газета получилась удачной, и у нее есть все шансы стать успешным изданием.

Польский рынок — и речь идет не только о рынке СМИ — стал после 1989 года намного конкурентоспособнее.

Несмотря на этот факт, на нем до сих пор лидирующие позиции занимали лишь две общегосударственные газеты — "Gazeta Wyborcza" и экономическо-политическое издание "Rzeczpospolita". Поляки могут, естественно, читать кроме этого и несколько десятков других газет, а также информационные еженедельники достаточно высокого качества.

Именно на развитие рынка еженедельников были направлены первые зарубежные инвестиции в медиарынок Польши. И только несколько лет назад конкурентом традиционным польским еженедельникам смог стать польский вариант американского еженедельника "Newsweek", издаваемый концерном Axel Springer. В прошлом году это же издательство начало выпускать ежедневную бульварную газету "Fakt", вскоре ставшую самым продаваемым изданием Польши.

Страх перед конкурентами

Инициативы издательства "Agora", флагманом которого является "Gazeta Wyborcza", пока нельзя назвать успешными. Собственный проект ежедневной бульварной газеты "Nowy Dzien" Agora вынуждена была закрыть в феврале 2006 года через три месяца существования. По сравнению с "Fakt" газета была скучна и плохо продавалась.

А в марте этого года один из самых богатых поляков Михал Соловов отказался от проекта серьезного общегосударственного ежедневного издания, который он готовил на протяжении всего прошлого года. Причиной для отказа послужил страх жесткой конкуренции со стороны концерна Axel Springer.

За несколько недель до выхода новой ежедневной газеты "Gazeta Wyborcza" наполовину снизила цену. Теперь она стоит 1,5 злотых, то есть столько же, сколько стоит "Dzennik". Кроме этого, "Gazeta Wyborcza" буквально заваливает своих читателей невероятным количеством приложений, среди которых возможность выиграть книгу и компакт-диск.

«Мы приняли правила навязанной нам игры и уверены, что в конечном счете решающим фактором для читателя станет не цена, а качество», — заявила директор издательства Agora госпожа Ванда Рапачиньска в интервью газете "Financial Times" Deutschland".

По мнению Рапачиньски, вряд ли возможно добиться успеха на польском рынке качественному и серьезному изданию в ситуации, когда рынок бульварных изданий в стране все еще не насыщен.

И все же маркетинговые исследования показывают, что в Польше все еще есть место для качественных газет с общегосударственной сферой влияния.

История успеха медиагиганта

Основанный в 1946 году немецким журналистом Акселем Шпрингером издательский дом Axel Springer AG сегодня — один из крупнейших в Германии и в Европе. Более 150 газет и журналов издается в 27 странах мира, причем более 120 из них — за пределами Германии. Годовой объем продаж компании составляет 2,4 млрд. евро, чистая прибыль — 147,5 млн. евро.

В компании работают около 11 тыс. сотрудников. Основными стратегическими приоритетами компании являются: завоевание лидирующих позиций на рынках немецкоговорящих стран, расширение международного присутствия, а также развитие сектора электронных изданий.

В Восточной Европе компания представлена в Венгрии, Польше, Чехии и в России; в Западной — представительства работают во Франции, Испании и Швейцарии. За пределами Европы компания  Axel Springer AG представлена только в Китае.

Удивительная Польша

Польские газеты отличаются от изданий других стран. Общие черты местных газет следующие: они выходят толстыми тетрадками; практически во всех изданиях очень много частных объявлений, которые поляки считают индикатором популярности газеты; издания существуют исключительно на доходы от рекламы и продажи тиража (в соотношении 60 на 40%); если польская газета неприбыльна, лицензия для открытия издания не нужна.

Мартин ЭЛ, "Hospodarske Noviny"  

Читайте также

все новости