Объединенный каталог учрежден в 2002 году 11 ведущими подписными
агентствами, которые обязались вносить в этот каталог все издания, с которыми у
них заключены договоры. Сначала совет учредителей объединенного каталога
возложил функции по его изданию на Агентство подписки и розницы (АПР). Но в
декабре 2004 года совет выбрал нового издателя -- Агентство распространения
средств массовой информации (АРСМИ). АПР не стало включать свои издания в
каталог, издаваемый АРСМИ, и сформировало собственный каталог с таким же
названием. Однако "Почта России" признала каталог АПР нелегитимным и отказалась
распространять его в своих отделениях, из-за чего издатели, заключившие договор
только с АПР, не смогли вовремя начать подписную кампанию по объединенному
каталогу. Таких издательств оказалось около 200. В итоге было выпущено
приложение к каталогу АРСМИ, в которое вошли эти издательства.
Вчера собрание учредителей
объединенного каталога "Пресса России" признало каталог, изданный АПР, легитимным и
направило письмо во ФГУП "Почта России" с просьбой распространить каталог АПР
как "Часть 1" объединенного каталога. В "Почте России" утверждают, что не
получали этого письма. "В любом случае мы потребуем аргументов, на каком
основании они признали каталог АПР легитимным и хотят, чтобы мы его
распространяли,-- заявил Ъ руководитель дирекции общественных связей ФГУП "Почта
России" Сергей Григоренко.-- Для нас вопрос его легитимности остается открытым".
Таким образом, начало подписной кампании для издательств, входящих в каталог
АПР, может еще затянуться.
Пока тянулось
разбирательство между АПР и АРСМИ, часть издателей были лишены возможности
начать подписную кампанию по объединенному каталогу, хотя заплатили АПР за
участие в нем. "Когда АПР принимало это решение, оно с издателями не
советовалось, хотя главным образом рисковало деньгами издателей,-- возмущается
исполнительный директор Гильдии издателей печатной продукции Юлия Казакова.--
Прежде всего пострадали издательства, которые присутствовали только в каталоге
АПР". По оценкам начальника отдела периодической печати Федерального агентства
по печати и массовым коммуникациям Геннадия Кудия, совокупные потери таких
издателей составили не более $100 тыс. "Но для этих изданий это очень большие
деньги,-- отмечает господин Кудий.-- При этом им дорого входить во все три
каталога, а выбрав один, они не получают гарантий присутствия на рынке
подписки".
Издатели, не вошедшие в объединенный
каталог в результате конфликта подписных агентств, считают, что появление
каталога АПР в почтовых отделениях даже в ближайшее время не сильно исправит
ситуацию. "Два активных подписных месяца уже закончились, и даже если он сейчас
вернется, то убытки издатели уже понесли,-- говорит гендиректор ИД "АРТ Либрис"
(издает журнал "Креатив & creativity") Сергей Клоков.-- Мы надеемся, что
вопрос о компенсации наших убытков удастся решить в рамках договорных отношений
с АПР. Хотя ответственность за сложившуюся ситуацию лежит и на других
учредителях каталога, и на "Почте России". В АПР понимают, что компенсировать убытки
издателей им придется, но пока не решили,
как это сделать. "Сейчас акционеры агентства решают вопрос,
компенсировать ли убытки издателям самостоятельно или же потребовать возмещения
убытков с почты",-- сообщил гендиректор АПР Виктор Кокорев.
Юлия КУЛИКОВА