Сайт работает в тестовом режиме. Приносим извинения за возможные неудобства
Назад

Периодическое Отечество в опасности

Итоги 2018 года на рынке печатных СМИ – падение тиражей, сокращение рабочих мест и киосков, рекламных доходов. Эта тревожная тенденция требует не только тщательного анализа, но и пристального внимания руководства страны, поскольку отрасль печатных СМИ в Российской Федерации продолжает играть важную политическую, социальную и культурную роль, является ключевым звеном в системе информационной безопасности государства.

Об этом говорилось на VIII съезде Союза журналистов Москвы, который состоялся в самый канун 2019 года. Столичный СЖ традиционно объединяет лучшие кадры, способствует росту профессионального мастерства, защищает свободу слова. Но время требует скорректировать задачи, объединить усилия редакционных коллективов, издателей, рекламодателей, органов власти.

Исполнительный директор Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Елена Шитикова назвала такие цифры. За последние пять лет число рабочих мест в печатных СМИ сократилось на четверть. Некоторые вынуждены перейти на электронный выпуск, но в интернете нашли себя далеко не все. По данным Роскомнадзора, число действующих печатных СМИ в России уменьшилось до 52 629 единиц, хотя еще несколько лет назад было 73 тысячи.

Сокращение рынка печатной периодики дает отрицательный мультипликационный эффект, сказывается на всей издательской цепочке: закрываются типографии, сворачиваются сети распространения. Прогнозы неутешительны: в 2019 году снижение доходов прессы приведет к ликвидации еще 15% рабочих мест. Прекращает работу «Экстра-М», крупнейшая типография в Европе.

Особый разговор о рекламных доходах печатных СМИ. Они падают последние пять лет на 8-10 процентов в год. Законодательные ограничения (ужесточение требований к продвижению БАДов, запрет на рекламу алкоголя, табака и пр.) сократили рекламные поступления в газеты и журналы примерно на треть. Сейчас в Совете Федерации работают над тем, чтобы сделать еще более строгими правила упоминания в СМИ лекарственных препаратов.

Это правильные решения, нельзя массово рекламировать то, что наносит вред, – алкоголь, табак и т.п. Но, видимо, надо подумать над альтернативой, субсидированием печатных СМИ, как это делается за рубежом, поискать другие варианты. К сожалению, этот вопрос остается открытым.

В результате, если раньше из общероссийского рекламного пирога на долю прессы приходилась четверть доходов, то сегодня менее 4 процентов. Хотя мировые тренды свидетельствуют, что она – эффективный рекламоноситель. На Западе доля печатных СМИ в медиамиксе довольно высока – до 15-19 процентов. Более того, там сейчас идет обратный процесс – возврата и читателя, и рекламодателя в принт в связи с усталостью от цифровых форматов и дефицитом их внимания к серьезным проблемам.

У нас же пока наблюдается существенное увеличение стоимости производства газет и журналов из-за непрекращающегося роста цен на бумагу, полиграфию и логистику. Плюс падающая покупательская способность населения. Все это снижает востребованность печатных СМИ. По данным Союза предприятий печатной индустрии тиражи сокращаются на 10-15 % в полугодие. Пугающие цифры.

Свои «три копейки» вносят чиновники на местах. Из-за регулирующего вмешательства муниципальных и региональных органов власти повсеместно закрываются специализированные объекты по продаже прессы (киоски). Если в 2004 году в России их насчитывалось 42 тыс., то в 2018-м – всего 16 500.

«Красноярск, Тверь, Брянск, Севастополь, Волгоград, Самара… список регионов, где идет настоящая война с киосками прессы можно продолжать долго…, – говорит Елена Шитикова. – Особняком стоит Москва, где усилиями Департамента СМИ сохранено почти две тысячи таких киосков».

Несколько выправляет ситуацию неспециализированный ритейл, который прирастает новыми объектами. По данным последнего мониторинга ГИПП, прессой торгуют 16 700 магазинов. Однако – и это крайне важно – рост числа таких ритейлеров отстает от темпов закрытия специализированных киосков!

К тому же продажи прессы в торговых сетях сопряжены с большим числом проблем: длительные сроки оплаты поставленного товара; отсутствие прозрачности из-за сложностей физического возврата; малые площади выкладки из-за низкой маржинальности; нежелание в принципе связываться с печатной продукцией. Пресса присутствует лишь в 22% сетевых продуктовых магазинов.

После отмены в 2014 году госсубсидий «Почте России» на покрытие убытков по доставке изданий, подписной тираж отечественной периодики сократился с 1 млрд экземпляров в 2013-м до 500 млн в 2017-м и продолжает падать. За первую половину 2018-го он снизился на 10% и в настоящее время не превышает 450 миллионов.

Инфляция в стране с 2008 года по октябрь 2018-го составила порядка 90%, а рост тарифов ФГУП «Почта России» на доставку подписки за тот же период – 231 процент. Подписные цены на прессу уже давно выше розничных на 9–20 процентов.

За рубежом эта важнейшая сфера влияния на умы и сердца граждан, повторим, остается под государевым оком, что бы ни говорили о независимости и свободе западных СМИ. Поэтому речь – о недостаточности у нас мер государственной поддержки индустрии печатных СМИ по сравнению с Западной Европой, Северной Америкой, рядом стран Азии. А также о несовершенстве механизмов законодательного и административно-правового регулирования рынка печатной прессы, плохо учитывающих специфику его функционирования. Сами за себя говорят нормы списания нереализованных тиражей с возможностью отнесения затрат на себестоимость производства печатной продукции, необоснованное ограничение на размещение рекламы, введение с 2017 года экологического сбора для издателей и пр.

Где же выход?

Как ни удивительно, но улучшение бизнес-климата на рынке печатных СМИ России сегодня лежит не столько в плоскости наращивания прямой государственной финансовой поддержки, сколько в создании лучших условий для зарабатывания денег издателями газет и журналов за счет оптимизации принятых законодательных и административно-правовых норм. Безусловно, с учётом специфики ведения издательского бизнеса. Почему бы, например, не освободить от налогообложения часть тиражей, используемую для продвижения изданий на рынок.

Чтобы попытаться решить некоторые из этих проблем, ГИПП, по словам Елены Шитиковой, объединилась с Ассоциацией распространителей печатной продукции, а также полиграфистами и бумажниками. «Мы стали Союзом предприятий печатной индустрии. Не хватает только журналистов!»

Понятно, что сегодня невозможно пытаться решить проблемы одного звена издательской цепочки, не рассматривая все ее сегменты в комплексе. Все взаимосвязано, слишком много проблем накопилось… А значит, сила журналистов и издателей – в единстве. Издатели готовы вступить даже в Союз журналистов Москвы как юридическое лицо (после изменения его Устава), чтобы совместные отраслевые усилия были эффективнее.

Как все это отразится на рынке печатных СМИ покажет, безусловно, только время. Но оставлять вниманием государства эту важнейшую отрасль в условиях информационной войны и санкций запада против России просто глупо.

Олег Фаличев

Элемент 78295 не найден.

Читайте также

все новости