На этом изменения медиарынка не закончились, и в минувшую пятницу стало известно, что своего владельца поменял журнал «Огонек». В отличие от хитрых комбинаций лондонского олигарха, в этом случае известны и продавец, и покупатель. Известный журнал у издательского дома ОВА-Пресс приобрел петербургский холдинг «Телекоминвест». При этом стало известно, что в «Огонек» возвращается его бывший главный редактор Виктор Лошак.
Такого передела рынок печатных СМИ России не переживал уже давно. К тому же напомним, что всего несколько недель назад поменяла своего владельца и газета «Известия», которая была продана «Проф-Медиа» холдингу «Газпром-Медиа». Эксперты, к которым обратились «НИ», разошлись в своих оценках этих процессов. Сошлись они только в одном – случайным совпадением эти изменения быть не могут.
Мнения:
Чем обусловлены
перемены на информационном поле?
Директор Института
политических исследований Сергей МАРКОВ:
– Большинство тех изменений, которые произошли, связаны с подготовкой
Бориса Абрамовича Березовского к «оранжевой революции». Речь идет об
обострении борьбы вокруг возможного политического переворота в России,
связанного с частичной утратой ею своего суверенитета. Сейчас Березовский
формирует мощную политическую команду, которая позволила бы ему победить
в будущей политической схватке. А в Украине он будет развертывать свои
структуры, независимо от того, приедет ли он в Киев или останется
в Лондоне. Власть тоже предпринимает свои меры. И на самом деле
формирование нового телеканала Russia today также связано с попыткой
повлиять на мировое общественное мнение, которое играет очень большую роль
в легитимации политических режимов, пришедших к власти
в результате разноцветных революций.
Директор института проблем глобализации Борис
КАГАРЛИЦКИЙ:
– На медиа-рынке не бывает ничего случайного, тем более
в таких масштабах. В России сегодня медиаресурсы имеют больше
политическую ценность, нежели коммерческую. Тем более что в последнее время
все собственники, которые пытались совместить политические цели
с коммерческими, в той или иной мере потерпели поражение.
Я думаю, что медиа-активы Березовского стали до определенной
степени обременительными для него, и они вряд ли способствуют решению
масштабных политических задач, которые могут возникнуть у Бориса
Абрамовича. «Независимая газета» ограничена тиражом. «Коммерсант» является
привычным источником информации для значительной части бизнес-элиты
и какой-то части элиты политической, но он не является
инструментом массового влияния. Именно поэтому кремлевские чиновники для своих
выступлений используют «Комсомольскую правду» или «МК».
Председатель фонда «Защиты гласности» Алексей
СИМОНОВ:
– Я связываю эти подвижки с готовящимся проектом нового закона «О
СМИ». В этом законе вполне может появиться столь долго вынашиваемая
демократами идея о разгосударствлении основных печатных СМИ. Проявление
активности на рынке, с моей точки зрения, связано с желанием
определенных структур сохранить свое влияние на ряд газет, если это произойдет.
Над этим законом интенсивно работают в недрах Министерства культуры,
правда, никто не знает, кто именно. Нынешняя власть менее идеологизированная
и более практичная, чем советская. Первой отпала тревога по поводу театров,
где в советские времена пролегал главный фронт борьбы с цензурой.
А сейчас власть посчитала, что неэлектронные СМИ имеют столь малое влияние
на электорат, что вполне можно сделать такой демократический шаг. Об этом
в свое время говорил Михаил Лесин, говорил Владимир Путин: государство
должно уйти из учреждения газет, сохранив свое влияние на электронные СМИ.
Владлен МАКСИМОВ