Назад

Что продают в павильонах прессы в Липецке, Воронеже и Санкт-Петербурге

Что продают в павильонах прессы в Липецке, Воронеже и Санкт-Петербурге

Перспективы развития павильонов прессы в Москве обсудили 28 января на отраслевом совещании СППИ ГИПП. Распространители печатной продукции, издатели, представители Департамента СМИ и рекламы города Москвы и другие участники совещания поделились опытом, обсудили будущее и даже немного подискутировали.

Павильоны прессы – успешный формат торговли, который востребован во многих странах мира. Распространителям павильоны дают возможность увеличить продажи прессы при помощи расширенного ассортимента и сопутствующих товаров, а покупателям – пообщаться с изданием, подержать его в руках, не стоя в очереди на улице под дождем.

Чтобы полностью отвечать запросам потребителей, нужно постараться. И каждый регион делает это по-своему.

Липецк. Лицо печати

Липецк – город, в котором появился первый павильон прессы. Его ставят в пример, им гордятся, но при этом называют особой экономической зоной, опыт которой трудно повторить.

Одна из причин такого успеха – грамотно структурированная торговля. По словам Натальи Калугиной, начальника управления информационной политики Липецкой области, построить экономику в разрозненной сети киосков невозможно: «Экономический результат приносит только единая сеть».

В Липецке и области представлены 173 киоска. Они добрались даже до самых отдаленных районов, которые не обладают высоким трафиком. Такой подход можно назвать социальным, ведь прибыль киоски приносят небольшую, зато каждый покупатель имеет доступ к газетам и журналам.

В липецких павильонах, в отличие от многих других городов, ассортимент сопутствующих товаров ограничен. Здесь продается только канцелярия (именно она наиболее востребована) и книги. Эта продукция составляет всего 20%. Остальные 80% по праву отданы газетам и журналам. И никаких сигарет и продуктов питания! Зато есть терминалы для связи с администрацией города и бесплатный кофе.

Каждый год в Липецке на замену девятиметровым стационарным киоскам приходят большие павильоны. «Когда их появляется больше, у города появляется некий архитектурный код распространения печати. И вот под этот стандарт, который заложила «Роспечать», подгоняют и другие небольшие стационарные киоски, например мороженое. Людям нравятся павильоны, это лицо Липецкой области, лицо печати», – замечает Калугина.

Воронеж. Подписка и печенье

Воронежские дистрибьюторы отличаются принципиальной позицией липецких коллег, касающейся распространения табачной продукции. Несмотря на небольшую наценку (8%), сигареты образуют трафик, который увеличивает продажи прессы.

Кроме сигарет, в воронежских павильонах можно купить холодные напитки, снэковую продукцию, а также воспользоваться Wi-Fi.

В нескольких павильонах предоставляется услуга подписки. Правда, принимается она локально, на ограниченный промежуток времени и на не совсем стандартную прессу – например, партворки. Когда «заказ» готов, покупатель получает СМС-уведомление.

Санкт-Петербург. Говорящие цифры

В культурной столице еще 20 лет назад поняли, что у киосков будущего нет. И начали менять киосковые конструкции на павильоны. Сначала – исключительно в метро и рядом. В условные павильоны превращали даже шестиметровые киоски. Три стационарные стены и поднимающаяся четвертая обеспечивали доступ покупателя к товарам. Прирост выручки в новых павильонах наблюдался колоссальный, и постепенно инновации начали использовать в самом городе.

В петербургском метро есть ограничения для реализации сопутствующих товаров. Так, сформированы четыре зоны: вестибюли, предвестибюльные территории, пешеходные зоны и территории возле метро – и для каждой из них действует нормативное ограничение ассортимента.

А вот в городе можно продавать что угодно. Но не более 30% от всей продукции, остальные 70% закреплены за прессой. Ассортимент в каждой локации зависит от места продажи, конкурентной среды и предпочтений покупателей. Чтобы узнать последние, регулярно проводятся социологические опросы.

Любопытный факт: в петербургских киосках в структуре выручки пресса занимает порядка 70%, в павильонах – 30%. Но в количественном соотношении павильоны продают в два раза больше экземпляров, чем киоски. Таким образом, в одинаковых по проходимости локациях количество чеков в павильоне превышает количество чеков в киосках в 2-2,5 раза. Как отмечает генеральный директор ООО «Метропресс» Сергей Маркелов, такой эффект достигается исключительно за счет сопутствующих товаров.

Москва. Наболевшее и будущее

В столице этот год должен стать поворотным для павильонов прессы. Здесь для них все только начинается.

«В Москве последнее время намечается дефицит крытых больших пространств, предназначенных для пешеходов. Мало мест, где можно спрятаться от непогоды, подзарядить телефон, подождать кого-то или выпить чашку кофе,– считает исполнительный директор Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Павел Мирошников. – Павильоны могли бы стать оазисами, которые, как магниты, притягивали к себе пассажиропоток. Каждый павильон может стать витриной компании-дистрибьютора».

Заместитель генерального директора КП «Мосгорпечать» Сергей Толстов на совещании попросил представителей отрасли содействовать работе над павильонами: «Отрасли нужна качественная концепция. Нужно предложить конкретные серьезные услуги, инновации, которую помогут городу и отрасли совместно удовлетворить потребности населения».

У комиссии, созданной в рамках «дорожной карты» по развитию рынка прессы Москвы, уже есть несколько предложений по услугам и товарам, которые должны предоставлять московские павильоны. Это еда, напитки, бижутерия, посуда, билеты в театры и кино, мороженое, сувениры и даже безрецептурные лекарства.

Три святых принципа торговли

По мнению вице-президента СППИ ГИПП Александра Оськина, существует три святых принципа торговли, определяющих ее успех: первый – это место размещения, второй – место размещения, и третий – место размещения. Именно поэтому издателям и распространителям нужно вместе работать над дорожной картой павильонов Москвы: «Наша задача – объединиться и приступить к реализации программы по павильонам прессы в Москве, предоставляющим мультимедийные товары для населения. Я за то, чтобы мы экспериментировали, чтобы перенимали зарубежный опыт и понимали, какая ассортиментная матрица работает наиболее эффективно».

Наталья Налитова

Материал опубликован в мартовском номере журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine»

Все материалы свежего номера читайте здесь

Читайте также

все новости