Назад

П. Залесский, директор по исследованиям ROMIR-Monitoring: Три кита успешного исследовательского бизнеса

Первый из них – конвергенция исследовательских методов и технологий. Сегодня, думаю, уместен девиз «Не вместо, а вместе». Наиболее востребованной оказывается комбинация количественных и качественных исследований. Почему это происходит? Одна из множества причин – российский потребитель становится все более искушенным. Его покупательское поведение не удается описать одной-двумя книжными моделями. Выбор марок многообразен. Потребительские свойства конкурирующих брендов сближаются. Ценовые войны к долгосрочному успеху не приводят. Маркетологам и рекламистам требуется быстро, не распыляя бюджеты на десятки замеров, понять мотивацию потребителя, спрогнозировать спрос, выявить сильные и слабые стороны концепции продукта или рекламы.

Мы живем в информационном обществе, где интернет и цифровые технологии служат катализатором стремительных изменений в нашем повседневном укладе. В исследовательской индустрии интернет предоставляет уникальные возможности для контакта с целевой аудиторией. В онлайне, кроме оценок по классическим шкальным вопросам, фиксируются развернутые суждения респондентов. При необходимости можно быстро подключить и экспертов к обсуждению темы. Помимо оперативности, онлайн-опросы позволяют сохранить все своеобразие языка респондентов. Их ответы доходят без искажений, без какой-либо фильтрации со стороны интервьюера и кодировщиков.

Еще одним примером эффективного сплава количественного и качественного методов может служить т.н. gang surveys – групповое анкетирование (5–8 сессий по 25–30 человек) с 40-минутными дискуссиями. В последние полтора-два года этот гибридный метод особенно популярен в исследованиях потребительских предпочтений на рынке компьютерной и бытовой техники, мобильной связи.

Другой фактор, влияющий на успех маркетинговых исследований, – это возрастающая интерактивность во взаимоотношениях с заказчиком, персонализация сервиса. Контакт не должен и не может быть односторонним. Мы должны постоянно быть на связи, тем более что современные технологии позволяют это реализовать.

Очевидная истина: когда заказчик вовлечен в процесс, то существенно снижается вероятность возникновения каких-либо недоразумений и рассогласований. Большинство крупных исследовательских агентств наряду с «джентльменским набором» традиционных инструментов давно предлагают и собственные «брендированные» продукты. Вместе с тем замечено, что тертые бренд-менеджеры относятся к таким лейблам без особого пиетета: стандартизация, конечно, хороша, но до определенных пределов. От агентств ждут не исследовательский «фаст-фуд», где каждому предлагается однотипное меню, а персональный сервис, основанный на предельно точном понимании задач конкретного клиента.

Наконец, третий фактор – «регионализация» исследовательской отрасли. Вслед за продвижением в российские регионы известных марок, сетей розничной торговли и услуг мобильной связи существенно сместились в пользу локальных рынков и акценты в дизайне исследовательских проектов. Кроме того, в самих регионах из массы бывших «ресеч-ПБОЮЛов» начального этапа выделились полтора-два десятка крепких лидеров. Они не только приобрели опыт выполнения «полей» для московских агентств, но и активно пытаются осваивать локальные рынки.

Понятно, что местные заказчики пока имеют весьма скромные рекламные и исследовательские бюджеты. Да, частенько бывает, что задачи формулируются ими не вполне внятно. Да, непросто построить эффективное взаимодействие с клиентом, страдающим «маркетинговым глобализмом» (это когда секретарша директора какого-нибудь местного завода скобяных изделий запрашивает всероссийский макроэкономический анализ и прогноз до 2010 года). Тем не менее исследовательский рынок в регионах развивается, крепнет и цивилизируется, быстрыми темпами догоняя столицу. Все реже слышны местечковые сетования на якобы «колониальную политику» москвичей, все больше примеров делового и равноправного партнерства коллег-исследователей из регионов со столичными агентствами.

Возможно, в других компаниях отмечают и другие тенденции, но, уверен, большинство моих коллег согласятся с тем, что перечисленная выше тройка факторов сегодня определяет конкурентное преимущество в нашем бизнесе.

Петр ЗАЛЕССКИЙ, директор по исследованиям ROMIR-Monitoring

Читайте также

все новости