Назад

П.Герви, инвестор фонда Russian Media Ventures: «В ближайшие пять лет в России будет построено несколько миллиардных медиакомпаний»

- Вот уже много лет вы работаете в России. Как сложилось, что вы оказались здесь и каковы особенности ведения бизнеса в России?

- В любой стране, где ведешь бизнес, есть свои положительные и отрицательные моменты. Обычно это сбалансировано. То есть плюсы компенсируют минусы, но их примерно одинаковое количество. Например, в России очень важна команда, с которой ты работаешь, и контакты, которые у тебя есть.

Я не планировал жить в России, просто так сложилось. В начале 80-х годов принимал участие в организации первых телемостов Америка – Россия. Никогда не думал, что эта страна будет местом моей карьеры. Просто как-то так получилось, что сделки шли одна за другой. И я не успел оглянуться, как в России прошло уже 15 лет жизни.

Будучи очень практичным человеком, я считаю, что для того, чтобы делать хороший, качественный продукт, необходимо лично контролировать бизнес. Я зарабатываю деньги путем увеличения капитализации компаний и посредством того, что являюсь акционером в этих компаниях. Это значит, что мой личный успех зависит от уровня успеха компании с точки зрения бизнеса.

Когда я привлек здесь средства под первые проекты и получил первые деньги, появилась ответственность перед инвесторами. Поэтому много времени нужно было находиться в том месте, где осуществлялся проект. Я пытался работать еще в Чехии и Греции. Но было жаль времени, которое уходило на перелеты и переезды. К тому же в России постепенно сложились связи и контакты, и я все больше времени стал проводить здесь.

- Какие сегменты медиабизнеса вам кажутся наиболее перспективными в России для инвестиций в настоящее время?

- Это нишевые продукты по типу «Домашнего», который мы вывели на рынок в марте. Проект уникален тем, что фактически это была последняя, единственная возможность в Москве запустить эфирный канал. Больше на рынке не существует мощностей, поскольку нет свободных частот.

Вероятно, следующая группа ТВ-продуктов, которая появится в России, – каналы кабельного телевидения. В России бизнес-модель в этом секторе, скорее всего, будет построена на продаже рекламного времени, а не на сборе абонентской платы, как в большинстве стран мира. При этой модели пользователи платят очень условные деньги за возможность приема целой линейки качественных программных продуктов. Зато количество абонентов огромное. Поэтому основной бизнес для операторов платного телевидения – реклама. И я до конца этого года планирую инвестировать средства в такого рода проекты.

- Тем не менее в прошлом году вы вышли из совета директоров группы компаний «Национальные кабельные сети». С чем это связано?

- Пока я в значительной степени задействован в работе «СТС-Медиа» и «ОВА-Пресс». Я и сейчас являюсь миноритарным акционером «НКС», но не участвую непосредственно в их работе. Я очень высокого мнения об этой компании. Там сильный и стабильный менеджмент, и со временем она будет одним из сильнейших операторов на рынке кабельного ТВ в России. Это произойдет за счет строительства сети в крупнейших городах России.

- Каковы перспективы платного ТВ в России? Возможен ли сценарий Индии и Китая, где News Corp. смогла уверенно закрепиться на этом рынке, и благодаря усилиям этой медикорпорации сегмент платного ТВ в этих регионах вырос на порядок. В сентябре прошлого года газета Daily Telegraph сообщила, что News Corp. рассматривает возможности выхода на российский рынок платного ТВ и участия в создании телепрограмм.

- Мне кажется, News Corp. в Индии и Китае делает примерно то же самое, что «НТВ-Плюс» в России. И я думаю, что эта модель немного преждевременна для России – слишком дорога. Сомневаюсь, что News Corp. будет инвестировать непосредственно в инфраструктуру. Хотя вполне возможно, что они будут вкладываться в создание программных продуктов.

В России, как я уже сказал, сейчас очень невелик спрос на то, что называется платными услугами второго ряда – дополнительные каналы или какие-то другие ТВ-услуги. Не так много в стране людей, готовых платить за что-либо дополнительно к социальному пакету в виде бесплатного ТВ, которое есть у всех.

- А сколько могут платить россияне за платное телевидение?

- Теоретически 5–10 долларов в месяц, при условии, что будет интересный программный продукт. Сейчас на российском рынке есть пример интересного нишевого канала – это «РБК-ТВ». Поскольку они работают на очень узкую и в то же время привлекательную для рекламодателей аудиторию, думаю, что это удачный проект.

- Ваша оценка объема рынка платного ТВ в России за 2004 год. Оценки экспертов колеблются от 50 до 100 млн долларов.

- Непосредственно рынок платных ТВ-услуг, за вычетом социального пакета, – менее 50 млн долларов.

- Вы решили инвестировать средства в «Огонек», это довольно рискованный проект. Не проще ли было вывести новый журнал в этой нише?

- Сложно сказать, что лучше – реанимировать старый бренд или вывести новый. Все зависит от бизнес-плана, который сопровождает данный проект. Наверное, лучше всего купить известную марку, которая уже приносит какие-то деньги. Остается только улучшить показатели – прибыльность, узнаваемость и т.д. Важным фактором здесь является то, что тебе удалось купить этот бренд по адекватной цене. Это однозначно лучше, чем строить что-то с нуля.

Что касается «Огонька», то я считаю, что это потрясающий, фантастический бренд, и основная проблема, связанная с ним, – фактическое отсутствие у него внятного менеджмента в течение последних пяти лет. Именно в этом мы увидели для себя хорошую возможность. Мы подумали: если другие проекты на рынке печатной прессы растут, почему то же самое нельзя сделать с «Огоньком»? Конечно, время покажет, правы мы или нет. Но мы намерены приложить значительные усилия, отстаивать этот проект и попробовать вывести его на совершенно новый уровень с теми ресурсами, которые у нас имеются.

- Как вы считаете, что может заставить людей добровольно доставать деньги из кармана и платить за «Огонек»? В чем основная продуктовая ценность издания?

- «Огонек» в России – это как Coca-Cola. Когда мы покупали журнал, для нас была важна совершенно потрясающая узнаваемость бренда – 98% плюс высокие рейтинги по широким социально-демографическим показателям. К тому же в стране существует свободная ниша общественно-политических журналов. Сейчас в ней пытается работать «Русский Newsweek». Считаю, что сочетание таких факторов, как высокое знание, относительная незанятость ниши и финансовые вливания, должно сработать.

- Почему в «ОВА-Пресс» такая разношерстная линейка продуктов – есть и интерьерные журналы, и general interest, и celebrity? Каков принцип формирования пакета изданий?

- Наша концепция заключалась в том, чтобы создать высокоприбыльную, привлекательную компанию. Поэтому мы купили «ОВА-Пресс» – как группу интерьерных изданий, что само по себе было прибыльным бизнесом. И добавили несколько таких амбициозно-агрессивных проектов, как "Hello!" и «Огонек», которые, если получатся, должны значительно увеличить капитализацию всего бизнеса.

"Hello!" сейчас значительно опережает планы, которые мы изначально строили для себя. Интерьерная группа также перевыполняет бюджетные показатели по сбору рекламы. «Огонек» немного отстает, но мы надеемся, что после осуществленного недавно перезапуска позиции журнала улучшатся.

В следующем году или, может быть, чуть позже – когда ситуация с «Огоньком» и с "Hello!" будет более стабильной – мы планируем приобрести еще какие-то проекты или же слиться с другим издательским домом.

- Есть сейчас понимание – с каким?

- Пока рано говорить. Сначала нам нужно, чтобы «ОВА-Пресс» стала работать именно таким образом, как мы запланировали. С точки зрения менеджмента, формирования контента, операционного управления и всего остального. А потом мы будем готовы для дальнейшего развития.

Нашей главной задачей сейчас является поиск генерального директора «ОВА-Пресс», которой мог бы заняться также и макровопросами – такими, как покупка новых проектов и слияние с другими компаниями. Сейчас в «ОВА-Пресс» есть только издатель. Но у нас свободна позиция СЕО – того человека, который выстраивает стратегию развития компании.

- Можете назвать финансовые показатели «ОВА-Пресс»?

- Оборот в 2005 году составит чуть менее 20 млн долларов.

- Как быстро окупаются инвестиции в печатные СМИ в России?

- Думаю, в среднем 3–5 лет. Наш подход – любая прибыль любого подразделения компании должна быть реинвестирована в компанию.

- 75% объема рынка российских печатных СМИ, по оценкам Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), приходится на Москву. Ваш комментарий. Много это или мало по сравнению с другими странами?

- Такой высокий объем рынка в Москве обусловлен в первую очередь тем, что издания физически не могут пробиться в регионы из-за отсутствия системы распространения периодики. Это ключевой момент становления рынка прессы в принципе. Не только в России, а во многих странах. Особенно в тех, где большие территории, как здесь. Чем лучше дистрибуция, тем сильнее рынок печатных СМИ. Как только будет улучшение на рынке распространения, это окажет непосредственное влияние на доходы изданий, а также может способствовать перераспределению пропорций объемов рынка в пользу регионов.

- Что для вас главное в принятии решения о том, чем заниматься, куда инвестировать? Насколько вы ориентируетесь на мнение консультантов?

- Для успешности проекта важна интуиция, то есть понимание того, во что надо вкладывать деньги. Я это называю early vision (раннее видение). Это оценка всего сегмента рынка, в который планируются инвестиции, понимание, какие ниши еще не заняты и какую долю можно получить. Здесь консультанты не помогут. Это всегда риск.

Например, моим первым медиапроектом на российском рынке было создание радио «Максимум», одной из первых FM-станций в России. В тот момент я знал, что этот рынок получит колоссальное развитие. И хотя многие мне говорили, что ни у кого нет FM-приемников, никто не будет это радио слушать и т.д., я просто понял главное: это будет иметь успех. То же самое было с каналом СТС, когда мы начали выстраивать его по сетевому принципу. Опять же многие говорили, что ничего не получится, не удастся построить инфраструктуру. Если бы я слушал консультантов, то вряд ли мы бы сейчас разговаривали о медиабизнесе в России.

Дальше успех проекта зависит от менеджеров компании, которые в ней работают. Я никогда не начинаю новый проект, не имея четкого понимания, кто будет им управлять. Поэтому я даже склонен больше инвестировать в людей, чем в идеи.

- Вы согласны с утверждением, что в России сейчас все нужно делать очень быстро и не тратить времени на исследования, главное – успеть?

- Да, необходимо все делать быстро, но при этом надо успевать проводить исследования и планировать развитие бизнеса. Безусловно, если речь идет не о транснациональных крупных компаниях, а о средних и мелких, то для них скорость – это ключевой момент успеха.

- Чем российский бизнес принципиально отличается от западного?

- Конечно, существуют значительные различия. На Западе, например, ведение бизнеса и заключение сделок во многом зависит от юристов, которые над ними работают. А в России успех зависит от того, какие у тебя лично контакты с людьми. В том числе из-за этого российский бизнес менее прозрачен, чем западный. Здесь по-прежнему очень многое значит рукопожатие. Если вы о чем-то договорились и без подписания каких-то документов пожали друг другу руки, то можно рассчитывать, что заключенные таким образом соглашения и договоренности будут выполнены. В случае, конечно, если люди дорожат своей репутацией. На Западе такого нет, все в обязательном порядке должно быть закреплено соглашениями и контрактами. И в начале любого бизнеса на самых ранних стадиях всегда задействуются юристы.

Кроме этого, в России по-прежнему есть области, в которых рискованно работать с политической точки зрения.

И еще на Западе в основном все рыночные ниши заняты, везде есть крупные компании. А здесь по-прежнему существуют сферы, в которых можно смело создавать компании, и они быстро и легко наберут обороты, потому что поле для игры свободно.

Я считаю, что в ближайшие пять лет, если не говорить о секторе природных ресурсов и связанных с ним областях, у России очень большие перспективы. Многие отрасли будут активно развиваться.

- И медиабизнес в том числе?

- Безусловно. В ближайшие пять лет в России будет образовано и построено несколько миллиардных медиакомпаний.

- Чисто российских или с участием иностранного капитала?

- В большей степени это будет российский капитал – в отрасли произойдет ряд консолидаций и слияний.

- Назовите самых серьезных медиаигроков в России сегодня.

- Думаю, это Первый канал, ВГТРК и «Газпром-Медиа».

- Как часто вы бываете в России?

- Вообще-то я здесь живу. У меня русская жена и дети русскоязычные. Хотя последние несколько недель я нахожусь в основном в Америке – по семейным обстоятельствам.

Хочу сказать, что мне очень нравится Россия. Нравятся возможности, люди. Очень много талантливых специалистов в медийной области, от общения и работы с которыми я получаю огромное удовольствие. Я заработал много денег не так давно, и сейчас занимаюсь бизнесом исключительно из удовольствия.

Справка:
Питер Герви, инвестор фонда Russian Media Ventures
Родился 10 апреля 1959 года в США. Образование – Университет Каролины (University of Carolina).
В 1989 году основал и несколько лет возглавлял компанию StoryFirst Communications (в прошлом году сменила название на «СТС-Медиа»). 1 июля 1999 года покинул пост главы этой компании и в настоящее время занимается частными инвестициями.
В настоящее время входит в совет директоров «СТС-Медиа».
До осени 2004 года входил в совет директоров группы компаний «Национальные кабельные сети» (НКС), одного из крупнейших операторов кабельного телевидения в России.
В начале 2003 года стал одним из акционеров фонда Russian Media Ventures (RMV). В июле 2003 года RMV приобрел контрольный пакет акций издательского дома «ОВА-Пресс». ИД «ОВА-Пресс» существует на рынке с 1993 года и издает журналы «Огонек», «Hello!», «Интерьер+Дизайн» и его приложения: «Антиквариат», «100% Кухни», «100% Ванные», «100% Загородный дом», «100% Office», «100% Мебель», а также «Мой кроха и я», «Сандра», «Валя-Валентина».
Женат, имеет двух детей.

Ольга СВИРИДОВА

Другие публикации журнала «Индустрия рекламы» читайте на сайте журнала -www.adindustry.ru.

Читайте также

все новости