Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов развития сферы культуры и массовых коммуникаций, основанный на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации: «каждому гарантируется свобода мысли и слова; каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; гарантируется свобода массовой информации; интеллектуальная собственность охраняется законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Эти положения, конкретизированные в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, помогли определить следующие основные направления государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций на перспективу до 2010 года:
1. Культура как основа и ресурс духовного развития единой российской нации, социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности страны.
2. Сохранение и укрепление единого культурного и информационного пространства России.
3. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия народа России, поддержка и распространение лучших отечественных традиций и достижений.
4. Совершенствование отечественных систем художественного образования, просветительства в целях сохранения преемственности духовно-нравственных ценностей и традиций.
5. Разработка современных механизмов администрирования и финансирования в сфере культуры и массовых коммуникаций в условиях социально-экономического развития Российского государства и общества.
6. Совершенствование законодательства в сфере культуры и массовых коммуникаций и создание условий для обеспечения свободы слова, творчества, преподавания, участия в культурной жизни, пользования учреждениями культуры и доступа к культурным ценностям.
7. Интеграция в мировой культурный и информационный процесс, формирование позитивного образа России.
Последнее десятилетие отмечено формированием нового геополитического пространства, изменением государственного устройства и формированием новых экономических отношений в нашей стране. В этой связи естественна необходимость переосмысления роли культуры, обновление ее форм и функций. Да, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. А с другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать), реклама сопровождает человека повсюду, что усиливает формирование стереотипов массовой культуры, желание следовать и соответствовать “модному” стилю жизни. Особое значение приобретает взаимодействие культуры и массовых коммуникаций как процесса, формирующего «человеческий капитал» и нравственный ресурс социально-экономического развития государства. Убежден, актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций должна быть в центре российских реформ потому, что без культурного развития невозможны глубокие экономические преобразования, или, как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев, развитие цивилизации без культуры бессмысленно.
Единое культурное и информационное пространство России, связано системой духовных ценностей, культурных и социальных событий, которые объединяют народ, укрепляют государство, способствуют становлению и развитию институтов гражданского общества.
Обоснованной представляется необходимость обеспечения условий для конкурентоспособности государственных СМИ, что отвечает основным положениям Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Конкуренция позволит сделать информационную среду свободной от влияния каких-либо отдельных групп. В Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2005г.) подчеркивается, что возможность получать публичные услуги, публичную информацию должна быть доступна в равной степени всем гражданам страны. ...Мы должны создать гарантии, при которых государственное телерадиовещание будет максимально объективным, свободным от влияния каких-либо отдельных групп и отражать весь спектр общественно-политических сил в стране.
Такое понимание предполагает необходимость решения таких задач, как:
1. Достижение максимального охвата населения страны социально значимым пакетом телерадиопрограмм федерального и регионального уровней, увеличение числа и качества специализированных программ, включающих информационные, художественные, научно-познавательные, спортивные, детские, музыкальные и другие программы, а также создание национального общественного телевидения.
2. Обеспечение перехода на новый технический уровень вещания, включая замену аналогового телерадиовещания цифровым.
3. Поддержка и развитие российских информационных агентств, печатных средств массовой информации и книгоиздательского дела.
4. Разработка более эффективного порядка лицензирования теле-радиовещательной деятельности и контроля.
Уважаемые коллеги! Разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти положительно влияет на организацию культурной жизни страны, фокус внимания общества всё более смещается в сторону региональной политики, к работе местного самоуправления. Однако, перенесенная на уровень городских и сельских поселений и неподкрепленная источниками финансирования ответственность за развитие сферы культуры, при отсутствии социокультурных стандартов, может усилить дифференциацию среди граждан по уровню и качеству предлагаемых культурных услуг. Эта тема недавно обсуждалась на заседании коллегии Минкультуры России 1 августа т.г., когда мы заслушали опыт пилотных регионов – Новосибирской области и Ставропольского края – по реализации в 2005 году Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части осуществления полномочий в сфере культуры. Знаю, что эта проблема будет активно обсуждаться и здесь, в Майкопе.
Также необходима серьезная работа региональных властей в области культурной политики, направленной на сохранение этнокультурного разнообразия, поддержку традиций и новых подходов при усилении горизонтальных связей и системы межрегионального взаимодействия.
Министерство ведет разработку нормативно-правовой базы, позволяющей стимулировать культурное многообразие России, координировать культурные инициативы, поддерживать механизмы самоорганизации в культуре, а также инновационные проекты.
Основные задачи региональной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций Минкультуры России формулирует так:
1. Поддержка социально-культурной целостности регионов при сохранении и развитии этнокультурного многообразия, доступности и участия граждан в культурной жизни; использование «культурного капитала» для экономического и социального развития, создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами регионов.
2. Создание условий для преодоления культурной изоляции и обогащения межрегионального и межнационального культурного диалога, увеличение числа мероприятий, проводимых в рамках культурного обмена (фестивали, театральные гастроли, выставки и т.д.).
Культура села – проблема более чем актуальная. С разграничением полномочий органов власти различных уровней и развитием института местного самоуправления государственная и, частично, профсоюзная сеть сельских учреждений культуры была передана в начале 90-х годов на муниципальный уровень без соответствующего ресурсного обеспечения и за истекший период претерпела серьезный материальный износ. В рамках реформы местного самоуправления сельские поселения получили полномочия по обеспечению условий для доступа жителей к услугам организаций культуры, однако эти полномочия не подкреплены ресурсами и нормативами объемов услуг.
Полагаю, что нет нужды доказывать в этой аудитории необходимость совершенствования культурной политики в сельских поселениях. Все мы понимаем, что культура, как часть социальной инфраструктуры села, определяет качество жизни местного населения, оказывает непосредственное влияние на социально-экономические процессы, в том числе на состояние трудовых ресурсов и формирование привлекательного имиджа территории. Многие села по-прежнему сохраняют и развивают традиционную народную культуру, передают из поколения в поколение не только традиции художественных промыслов и ремесел, но и опыт социального общения, воспитания любви к малой Родине. В сельской местности проживает более четверти от общей численности населения Российской Федерации, условия жизни которого далеки от стандартов городской среды.
Кстати, последняя констатация может в хорошем смысле спровоцировать дискуссию о культурных стандартах для города и села или, например, о том, как сохранить при одинаковых стандартах своеобразие культурной жизни малых городов России. Минкультуры России заинтересовано в активном участии региональных практиков в решении этой и других проблем сферы культуры.
Для обеспечения государственной политики по вопросам культуры села, по мнению Министерства, необходимы соответствующе изменения в законодательные акты, касающиеся полномочий местных органов власти по обеспечению услугами культуры, а также – реальные механизмы финансовой поддержки сельских организаций культуры.
Современное понимание культурного наследия включает как материальные, так и нематериальные компоненты: памятники культуры и истории, окружающую их природную среду, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, национальные традиции, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла.
Одно из главных задач Минкультуры России является сохранение и развитие культурного наследия страны, обеспечение соблюдения правил охраны и использования находящихся в федеральной собственности объектов культурного наследия, сохранения культурных ценностей. Здесь я бы выделил следующие направления деятельности:
1. Инвентаризация состава объектов культурного наследия, дальнейшая их регистрация в Едином государственном реестре; формирование перечня объектов, рекомендуемых для включения в Список Всемирного наследия; разработка нормативно-правовых механизмов.
2. Организация проведения работ по сохранности и реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, кинофондов; обновление библиотечных фондов и формирование на их основе информационных систем; содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность указанных ценностей и гарантирующей доступ к ним граждан.
3. Внедрение информационных технологий для дальнейшего развития системы государственного централизованного учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, создаваемой по принципу единой информационной сети.
4. Обеспечение условий для сохранения и развития нематериального культурного наследия;
Решение поставленных задач осуществляется в соответствующих направлениях развития каждого сегмента сферы культуры и массовых коммуникаций, таких как музеи-заповедники, музеи, библиотеки, архивы, кинематография, сценическое и музыкальное искусство, народное творчество.
Развитие системы музеев-заповедников как социальных институтов увязано с преобразованием каждого из них в целостный музейный, образовательный, культурно-просветительский и природо-охранный комплекс. Для этого необходимо принятие стратегии развития культурного туризма в России, совершенствование соответствующей нормативной и правовой базы, разработка системы управления, обеспечивающей межведомственную координацию деятельности музеев-заповедников и расположенных на их территории хозяйствующих субъектов.
Совершенствование деятельности библиотек и библиотечного обслуживания должно осуществляться по многим направлениями. Назову лишь некоторые:
- развитие информационных технологий в библиотеках, дальнейшая поддержка общероссийской компьютерной сети «Либнет», переход на корпоративные электронные технологии, создание библиотечных он-лайн-центров, создание сводного каталога библиотек России, создание Национальной электронной библиотеки и других электронных библиотек;
- формирование и реализация Национальной программы сохранения библиотечных фондов, обеспечение нормативного режима их хранения, реставрации и консервации;
- создание страхового фонда документов библиотек и регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ;
- организация единого распределенного фонда книжных памятников, создание электронных изданий книжных памятников, организация распределенного библиотечного фонда Российской Федерации, обеспечение безопасности библиотек и библиотечных фондов;
- организация работы библиотек с социально значимой информацией, обеспечения доступа к ней различных категорий и групп населения, а также информационная поддержка деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- содействие развитию инфраструктуры библиотечного дела, переход на корпоративные технологии; развитие партнерства, современных моделей и технологий управления библиотеками.
Библиотеки, также как и архивы должны совершенствовать организацию оказания услуг по обеспечению граждан необходимой информацией, связанной с реализацией их законных прав и свобод, в том числе на получение различных видов социальной поддержки.
Развитие кинематографии осуществляется по таким направлениям, как:
- формирование эффективного механизма преимущественного предоставления государственной поддержки производству и прокату национальных фильмов, способствующих сохранению и укреплению единого культурного пространства России, системы ее социальных ценностей, историко-культурной самоидентификации;
- ведение Государственного регистра фильмов и выдача прокатных удостоверений на них в целях регулирования проката фильмов и показа фильмов на территории Российской Федерации, защиты обладателей прав на фильм;
- увеличение объемов кинопроизводства игровых, анимационных (включая полнометражные), а также неигровых национальных фильмов при одновременном снижении доли игровых кинофильмов, созданных при государственной поддержке;
- увеличение доли внебюджетных средств в финансировании развития отрасли, в том числе в расходах на кинопроизводство;
- создание общероссийской сети кинопроката и кинопоказа, создание новых кинотеатров, реконструкция и переоборудование существующих кинозалов, введение в эксплуатацию кино- и видеоустановок в сельской местности.
Приоритетными направлениями развития театрального и музыкального искусства являются:
- формирование социального партнерства государства и театрально-концертных организаций, обеспечение государственного протекционизма сценическому и музыкальному искусству;
- разработка механизма хозяйствования, отвечающего специфике творческой деятельности и позволяющего соединить государственную поддержку и дополнительные финансовые источники;
- укрепление материально-технической базы государственных театров и концертных организаций;
- разработка механизмов поддержки негосударственных организаций культуры и искусства с целью содействия добросовестной конкуренции в сфере культуры и массовых коммуникаций (противодействие монополизму в культуре);
- поддержка творческих союзов.
По-прежнему актуальной остается задача по поддержке и развитию национального телерадиовещания как инструмента реализации конституционных прав граждан на получение информации средства обеспечения культурного многообразия народов Российской Федерации.
Приоритетные направления развития телерадиовещания определены в подготовленной Минкультуры России Концепции развития национального телерадиовещания, которая предполагает развитие: в сфере программной политики государственного телерадиовещания; негосударственного телевизионного вещания; международного телерадиовещания; в области модернизации развития технической и технологической базы государственной сети телерадиовещания.
Для выполнения поставленных задач необходимо совершенствование нормативно-правовой базы телерадиовещания в России, проработка привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов отечественных и зарубежных компаний, принятия необходимых правительственных решений по государственной поддержке отрасли телерадиовещания и Программы развития телерадиовещания на период 2006-2015 годов. Важнейшим условием реализации государственной политики в области телерадиовещания является его развитие как инструмента создания единого культурного и информационного пространства России.
Задачей, стоящих перед системой художественного образования, является воспитание интереса к культуре и искусству, формирование художественного вкуса как основы создания эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.
Стратегические направления развития этого сегмента культуры заявлены в утвержденной в 2001 году Концепции художественного образования в Российской Федерации.
Для определения перспектив развития художественного образования важное значение имеет вопрос о структурных преобразованиях в системе высшего профессионального образования в рамках участия России в Болонском процессе. Признавая в целом важность интеграции в европейское образовательное пространство, при реализации данного решения необходимо учитывать специфику и традиции отечественного художественного образования, качественный уровень которого объективно выше существующих европейских образовательных стандартов. Сохранение уникальной российской системы непрерывного профессионального образования в сфере искусства является непременным условием вхождения нашей страны в Болонский процесс и одним из приоритетных направлений государственной культурной политики.
В основе отечественного художественного образования лежит принцип непрерывности всех этапов обучения – от начального до высшего. Предполагаемое введение двухуровневой системы высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура) означает альтернативу сложившейся в России трехуровневой образовательной вертикали: школа – училище – вуз. Трехуровневая вертикаль определяет качественное отличие и преимущества отечественной школы искусств перед западноевропейской, свидетельством чему является востребованность выпускников российских творческих ВУЗов ведущими зарубежными оркестрами, театрами, учебными заведениями искусств.
Подготовка кадров в области искусства имеет ряд специфических особенностей: прием в средние специальные и высшие учебные заведения осуществляется на основании творческих испытаний; профессиональное обучение в музыкальном, хореографическом, изобразительном искусствах начинается в детском возрасте и ведется параллельно с получением общего среднего образования; учебный процесс ориентирован на индивидуальные и мелкогрупповые формы обучения; в учебном процессе в качестве преподавателей участвуют деятели искусств (музыканты, актеры, режиссеры и т.д.).
Важнейшим условием функционирования отечественной системы образования в сфере искусства является общедоступность и массовый характер художественного образования детей (музыкальные и художественные школы, школы искусств), которая не только традиционно выполняет функции широкого художественно-эстетического просвещения и воспитания, но и обеспечивают возможность раннего выявления таланта и создание условий для его органичного профессионального становления.
Уважаемые коллеги! Основные тенденции культурной политики России учитывают мировую практику модернизации сферы культуры. Опыт осуществления культурной политики в развитых странах выделяет следующие направления:
Культурное разнообразие и межкультурный диалог являются залогом устойчивого развития в глобальном и национальном пространствах. Позиция ЮНЕСКО и ее членов по этим вопросам закреплена во «Всеобщей декларацией о культурном разнообразии».
Сохранение наследия (материального и нематериального) заключается в выявлении, охране и регламентации его использования. Статус материального наследия определен «Международной конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия», а статус нематериального наследия — Конвенцией ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия».
Развитие искусства и творчества является признаком экономического развития, социальной стабильности и индикатором качества жизни населения.
Культурные индустрии являются успешным примером интеграции культуры и экономики.
Национальные интересы России сегодня во многом увязываются с мировыми процессами, в которых отчетливо проявляется новое понимание социокультурного потенциала. Значение собственно культурной составляющей социально-экономического развития существенно возрастает, и государственная политика в сфере культуры и массовых коммуникаций становится не ведомственной, а действительно общенациональной. В этой связи тем более необходимы современные механизмы администрирования и бюджетирования в сфере культуры и массовых коммуникаций.
При таком подходе по-новому понимается и субъект управления развитием культуры в триаде «экономика – культура – государство», где главное внимание уделяется как стимулированию потребления культурных услуг и продуктов, так и стимулированию творческой деятельности и культурного разнообразия.
Современная практика администрирования в сфере культуры исходит из более гибкого управления культурными процессами, ориентируется на создание разветвленной системы партнерства с одновременным сохранением ответственности всех уровней власти за формирование и исполнение государственной политики, а также четкое распределение компетенции между различными административными уровнями.
Начавшееся в нашей стране совершенствование управления в сфере культуры и массовых коммуникаций учитывает мировой опыт, исходит из отечественных традиций и предусматривает:
- переход от управления культурными учреждениями к управлению социально-значимыми проектами и программами, переход от сметного финансирования к программно-целевым методам бюджетирования, разработку критериев для оценки качества деятельности организаций культуры и массовых коммуникаций, получающих государственное финансирование;
- стимулирование развития государственно-частного партнерства, переход к практике смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ;
- разработку и реализацию федеральных, межведомственных и ведомственных целевых программ, участие в региональных программах развития сферы культуры и массовых коммуникаций;
- совершенствование методов стратегического планирования деятельности в сфере культуры и массовых коммуникаций.
Российский опыт последних лет наглядно показывает, что для достижения целей государственной политики недостаточно их сформулировать, обеспечить правовую базу и разработать план действий. Для того чтобы добиться существенных, общественно значимых результатов в ходе реализации государственной политики необходимо внедрение системы управления по результатам, которая увязывает цели, мероприятия, а также ресурсы, необходимые для достижения целей органов исполнительной власти. Такой системой является проектное управление. Применение механизма управления проектами позволяет осуществлять контроль не только на стадии принятия решений, но и на стадии их исполнения.
Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации и план действий по их реализации, приказы Минкультуры России «О текущих приоритетах государственной культурной политики», станут базовыми документами проведения государственной политики в области культуры и массовых коммуникаций, а Доклады о результатах и основных направлениях деятельности – инструментом оперативной и поэтапной её реализации, выраженным в показателях целевых значений результативности проведенных мероприятий.
Управление по результатам является наиболее оптимальным механизмом реализации обязательств государства в сфере культуры. При этом весьма существенна корректная трансформация обязательств государства в обязательства конкретных органов власти, их структурных подразделений и должностных лиц. Так, например, деятельность Минкультуры России ориентирована на выполнение политических, правоустанавливающих функций по регулированию сферы культуры и массовых коммуникаций, в то время как деятельность федеральных агентств и службы – на исполнение конкретных государственных функций и оказание определенных государственных (бюджетных) услуг.
Контракт общества с Министерством содержательно должен включать в себя описание долгосрочной стратегии государства в области культуры и ее текущие приоритеты на один - три года. Для обоснования доли средств федерального бюджета, направляемых на реализацию государственной политики, готовится ежегодный Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства.
Федеральные агентства и служба в обмен на достижение конкретных общественно значимых результатов, определенных Министерством в качестве приоритетных, получают бюджетное финансирование на основе своих Докладов о результатах и основных направлениях деятельности.
В свою очередь, для достижения поставленных перед ними целей федеральные агентства и служба формируют государственный заказ в форме государственных контрактов на оказание услуг гражданам и организациям с учетом требований к объему и качеству услуг.
С целью обеспечения эффективности бюджетного финансирования необходимо создать модельные стандарты государственных услуг в сфере культуры, определяющие требования к качеству этих услуг и их результатам.
Государственный заказ становится базовым механизмом взаимодействия органов власти и отраслевых субъектов при контрактной системе управления по результатам. Суть этого механизма подразумевает следующее: государство, в лице учредителя, заключает договор на исполнение определенной социальной функции с целью обеспечения гарантированного Конституцией доступа населения к культурным ценностям и пользования учреждениями культуры. Контрактные отношения между заказчиком и исполнителем должны отражать, к примеру, сколько и каких спектаклей необходимо исполнить театру, в том числе для детей и малоимущих граждан (по льготным ценам), в обмен на государственную поддержку. Бюджет, таким образом, финансирует не сетевую единицу (существование учреждения культуры), а конкретный социальный проект.
В настоящее время разделение функций управления Федеральной целевой программой «Культура России (2001–2005 годы)» между Министерством, Федеральными агентствами, бюджетными учреждениями размыто. Структура мероприятий формируется ситуационно, без учета приоритетов государственной культурной политики. В результате программные мероприятия не сбалансированы по степени их влияния на достижение целей.
Модернизация управления ФЦП должна изменить эту практику. За каждым участником процесса целевого программирования закрепляется в регламентных документах программы определенная функция. При этом определении ролей не должно происходить универсально. Минкультуры России – куратор программы – предоставляет экспертную информацию по теме программы; проводит экспертную оценку и согласует разрабатываемые решения по программе; участвует в реализации программы.
Регламентация оказания государственных услуг позволит повысить требования к проведению конкурсов, распределению грантов с целью эффективного распределения финансовых средств, а также более объективно принимать решения по конкурсному распределению бюджетных ассигнований, за счет которых создаются произведения искусства.
Определение направлений финансирования услуг культуры стоит особенно остро, поскольку для нашей сферы характерна разветвленная отраслевая структура с десятком подотраслей и разнообразием вариантов осуществления влияния на достижение целей государственной культурной политики. В связи с этим, создание механизмов рационализации расходов является одной из основных ключевых задач Министерства.
Важной составляющей новой бюджетной политики в сфере культуры является оптимизация бюджетных расходов. Основным направлением оптимизации бюджетных расходов на содержание учреждений является оптимизация их сети. Для отрасли культуры это имеет первостепенное значение, поскольку основная часть расходов на культуру приходится на государственные бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты.
С начала девяностых годов прошлого века не пересматривались функции учреждений культуры. Вопрос о реструктуризации и оптимизации сети становится первостепенной задачей, требующей создания методик преобразования бюджетных учреждений культуры с учетом типов учреждений, а также экономических, географических, демографических и других особенностей территорий.
Одним из направлений оптимизации может стать создание в регионах России многофункциональных комплексов, объединяющих ряд существующих учреждений культуры.
Другим направлением оптимизации бюджетных процессов должен явиться выбор форм финансирования. Этот выбор должен быть сделан между размещением государственного заказа и финансированием по смете. Размещение государственного заказа целесообразно в тех организациях культуры, которые имеют значительные самостоятельные доходы. Это касается, прежде всего, театров. В части организаций, таких как библиотеки, не имеющих возможности самостоятельно зарабатывать денежные средства должно применяться бюджетное финансирование.
Переход от сметного финансирования преимущественно к программно-целевым методам, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов с установленными приоритетами и показателями деятельности.
Спектр деятельности организаций культуры многообразен как, пожалуй, ни в одной другой отрасли. Каждая группа организаций имеет свои экономические особенности. Так, экономика библиотек принципиально отличается от экономики театров. Очевидно, что степень, темпы и методы вхождения учреждений культуры в рыночную экономику должны быть разные. В этой связи Минкультуры считает правильным реализацию серии пилотных проектов, позволяющих опробовать систему управленческих и экономических мер на отдельных учреждениях отрасли.
Вместе с тем, оценку работы отрасли культуры невозможно строить только на оценке экономической и бюджетной эффективности, поскольку культура в целом не относится к рентабельным отраслям. Разумнее было бы оценивать характер и объем услуг предоставляемых сферой культуры от лица государства гражданам Российской Федерации. В проекте программы «Культура России (2006-2010г.г.)» предусмотрена система индикаторов оценки эффективности программы. Индикаторы оценивают результаты деятельности отдельно для каждой отрасли (всего 17 показателей).
Очевидно, что в условиях рыночной экономики необходим поиск новых решений, основанных на взаимодействии государства и частного капитала. В основу такого взаимодействия должны быть положены механизмы частно-государственного партнерства, законодательная поддержка меценатской деятельности и благотворительности. Внедрение этих механизмов предполагает расширение практики смешанного финансирования инвестиционных проектов и программ, повышение эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов.
Рыночные отношения предопределяют вовлечение в рыночный оборот культурных ценностей. В этой связи Министерство видит необходимость своего участия в регулировании рынка культурных ценностей, в создании правовых и экономических механизмов для выявления рыночного потенциала учреждений культуры и корреляции государственной поддержки этих учреждений в зависимости от их функциональной сущности и востребованности на рынке. По сути, речь идет о формах государственного заказа, условиях его предоставления и оценке конечного результата.
Социально-экономические и политические преобразования последнего десятилетия оказали существенное влияние на дальнейшее развитие российского общества. Переход к новым формам политического устройства и методам хозяйствования потребовал пересмотра всей нормативной правовой базы в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, а так же архивного дела. О значимости и глобальности проблемы правового регулирования перечисленных отраслей, находящихся в компетенции Министерства, ярко свидетельствует тот факт, что в настоящее время отношения в данных областях регулируются около 60 федеральными законами и более 100 подзаконными актами. Многие из них были приняты в начале 90-х годов прошлого века, в другую эпоху, что обусловило наличие множества коллизионных норм, а порой и взаимоисключающих решений по тем или иным вопросам. Большинство нормативных правовых актов требуют приведения в соответствие с современными реалиями и тенденциями, с нормами законодательства, смежного с отраслью. Часть нуждается в разработке принципиально новых подходов к регулированию отраженных в них социально-общественных отношений. Рассматриваемый вопрос не менее актуален в отношении нормативных правовых актов, разработанных сравнительно недавно. Так, Федеральный закон №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» был принят 25 июня 2002 г. и уже нуждается в изменениях в связи с принятием с 1 января 2005 г. Федерального закона № 95-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно последнему закону, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации будет осуществляться охрана и сохранение памятников только регионального значения, а за счёт средств местных бюджетов – памятников местного (муниципального) значения, что ухудшает положение памятников федерального значения. В этой связи своевременным станет разработка законодательных мер государственного стимулирования частного капитала, привлекаемого для поддержки национального культурного достояния.
Необходимо законодательное регулирование вопросов статуса и деятельности творческих работников, творческих союзов. При разработке профильного законопроекта предполагается включение в его содержательное наполнение широкого комплекса вопросов: от методов корпоративной защиты авторских прав, налогообложения соответствующих некоммерческих организаций до особенностей социальной защиты данной категории граждан.
Назрела необходимость в разработке новой редакции Федерального закона «О средствах массовой информации». Ныне действующий закон, принятый в 1991 году, хотя и сыграл положительную роль в становлении современных российских СМИ, но не соответствует Конституции Российской Федерации, новому Гражданскому кодексу Российской Федерации, не способен в полном объеме регулировать интенсивно прогрессирующий рынок масс-медиа. Внесённые в него за прошедшие годы многочисленные изменения и дополнения не носят системного характера и принципиально не меняют комплекс правовых отношений обозначенной сферы. Поэтому разработка нового закона, способного в полной мере предусмотреть правовое регулирование деятельности средств массовой информации и массовых коммуникаций, вопросов информационной безопасности страны в условиях нарастающей угрозы со стороны международного терроризма, позволяет ввести в правовые рамки важный сегмент не только правового пространства, но и политического влияния.
Необходимо дополнить Закон о СМИ правовыми нормами, регулирующими вновь сформировавшиеся общественные отношения в сфере экономики рынка средств массовых коммуникаций. Необходимо закрепить правовые конструкции, которые помогут наладить цивилизованный бизнес в сфере массовых коммуникаций, обустроить рынок, поддержать процессы концентрации СМИ, обозначив при этом их предел и исключив их монополизацию.
Следует учитывать и международно-правовой аспект данной проблемы. Уже после принятия Закона о СМИ наша страна вступила в Совет Европы, присоединилась к Бернской конвенции, Флорентийскому соглашению и ряду других актов международного права. В этой ситуации нельзя ограничиться общим правилом о приоритете международных договоров Российской Федерации над ее законами. Необходимо включение этих норм в российское законодательство, в том числе в Закон о СМИ, что будет способствовать практической реализации обязательств России как члена международных организаций, в частности, Совета Европы. Новый Закон о СМИ должен отразить такие правовые нормы, которые будут способствовать развитию средств массовой информации, как эффективного инструмента в борьбе с терроризмом.
В сфере ведения Минкультуры существуют вопросы ранее не имеющие законодательной регламентации, связанные с разграничением прав собственности на объекты культурного наследия. С целью урегулирования вопросов, Минкультуры, совместно с заинтересованными ведомствами, готовит ряд нормативных правовых актов.
Событием для культуры стало принятие 22 октября 2004 года Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации». Данный закон урегулировал этот участок деятельности в комплексе задач, стоящих перед Минкультуры России, обеспечив основополагающим документом работу Федерального архивного агентства, снял существовавшие противоречия ранее действовавшего законодательства в этой сфере.
Крайне необходимо принятие новой редакции Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» так, как Федеральный закон № 122-ФЗ практически исключил наиболее принципиальные статьи и положения из закона, который не случайно называют Конституцией культуры так, как в нем изложены основы государственной политики в этой сфере, определены принципы взаимоотношений субъектов культурной деятельности. На базе Закона о культуре выстроено все отраслевое законодательство (законы «О библиотечном деле», «О музейном фонде и музеях в РФ», «О ввозе и вывозе культурных ценностей» и другие).
Структурные преобразования в отрасли открыли новые перспективы в развитии международного взаимодействия и диалога культур, способствуя расширению информационных потоков и укреплению позитивного образа России как страны, открытой к сотрудничеству и интеграции в мировое культурное и глобальное информационное пространства.
Сотрудничество с государствами СНГ и соотечественниками за рубежом является для России приоритетным. Для решения практических вопросов межкультурного сотрудничества необходимо шире привлекать творческий, культурный и финансовый потенциал российских регионов, тем более что многие из них имеют возможность прямого выхода в мировое культурное пространство. Министерство поддерживает подобные инициативы и рассматривает их в контексте процессов культурного и экономического регионального развития.
Завершая свое выступление, хочу ещё раз подчеркнуть, что успешная реализация
Основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры и
массовых коммуникаций в Российской Федерации от слаженности действий в центре и
на местах, от профессионализма руководителей учреждений и каждого работника
культуры.
Майкоп, 19
августа 2005 года