О том, какие тенденции наметились на российском рекламном рынке, какой у
него будет рост и какие проблемы, "Известиям" рассказал генеральный директор
рекламного агентства Media Arts FCB Олег ВОЛКОШ.
- Рекламщики живут календарными годами, и все же какие результаты
показал российский рекламный рынок за этот рабочий сезон?
- Мы
работаем на самом динамично растущем рынке. Результаты 2002 года показали, что
Россия вышла на рекордные для себя показатели - объемы свыше $2 млрд, а темпы
роста - порядка 40-50%. Для нас эта ситуация уникальная. Рост медиа-объемов,
конечно, отразился и на работе агентств, которые профессионально занимаются
креативом. Объем рекламы и на телевидении, и на других носителях непрерывно
растет. Наши задачи тоже усложняются, мы должны не просто выделяться в рекламном
потоке, но и серьезнее заниматься именно потребителями продвигаемых нами
брендов.
- Какие тенденции появились за последнее время на российском
рекламном рынке?
- На мой взгляд, основная тенденция - это
постоянное увеличение доли российских рекламодателей. Не секрет, что в 1996-97
годах западные компании составляли около 70% рынка. А сейчас ситуация изменилась
с точностью до наоборот. Очень показательны бюджеты российских пивняков -
"Балтики", "Красного востока". Очевидна активность "Вимм-Билль-Данна".
Количество отечественных брендов и инвестиций со стороны российских компаний
регулярно растет.
- Чего не хватает российскому рекламному рынку?
- Прежде всего денег. При всех темпах роста - $2,5 млрд, $3,5 млрд - это
очень мало, особенно, если учитывать размеры населения России и всю нашу
огромную территорию. Еще одна проблема для нас и для наших клиентов - темпы
роста медиа-инфляции. В этом году инфляция по разным оценкам составила порядка
40%. Но мы не видим таких же цифр роста в бизнесе наших клиентов. Соответственно
для них становится затруднительным постоянное увеличение рекламных инвестиций.
- Как дальше будет развиваться рекламный рынок?
- Темпы
роста в этом году будут несколько меньше - 25-30%. Такого 50-процентного бума,
как в прошлом году, ждать не приходится. Достаточно серьезное развитие должен
получить региональный рынок. Многие рекламодатели рассматривают свой бизнес
применительно к отдельным областям и городам. Все поняли, что покрывать рекламой
всю страну, когда твой товар лежит на прилавках трех городов, абсолютно
неэффективно.
- Какие рекламные направления получат особенное
развитие?
- Мне кажется, что активно будет развиваться направление
BTL, то есть все, что связано с промоакциями, то, что связано с
трейд-промоушеном. Дело в том, что это направление лучше других позволяет
точечно решать конкретные проблемы клиентов.
- Рост рынка должен был
привести к увеличению количества российских рекламных агентств.
-
Последние два года рынок структурируется. Есть крупнейшие рекламодатели, которые
работают с международными сетевыми рекламными агентствами. А для мелкого и
среднего рекламодателя, конечно, открываются небольшие российские компании.
Российские агентства более молодые и голодные, но их ресурса пока не хватает для
крупных клиентов. Поэтому конфликта на рынке пока нет.
Рекламное
агентство Media Arts FCB было создано в 1994 году. С 1999 года оно представляет интересы
международной сети FCB в России, Казахстане, Украине и Молдове. Основные
клиенты: Beiersdorf, Святой Источник, Bristol-Myers Squibb, Elite CIS B.V.,
Gloria Jeans, New Zealand Milk, SC Johnson, Sonic Duo, Wimm-Bill-Dann, телеканал
"Россия", Дарья. Media Arts FCB входит в группу компаний Media Arts.