Розница: мираж или муляж?
Для того чтобы любой бизнес эффективно работал, требуется
элементарно сформировать понятные всем участникам правила игры. На рынке
печатной продукции Петербурга таковых нет до сих пор.
Взять розничную продажу газет. Примеров - несметное количество. Вот
самый свежий. Недавно редакция газеты «Известия» получила открытое письмо Андрея
Ковалькова, руководителя одной из петербургских компаний, специализирующихся на
продаже издательской продукции, направленное также губернатору Валентине
Матвиенко и председателю комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алле
Маниловой.
В нем, в частности, говорится: «...Я уверен, что вопрос
распространения в нашем городе социально значимых печатных изданий, укрепление
их авторитета не выпал из поля Вашего зрения. Знаю, что пути решения этого
вопроса ищут и в комитете по печати, и в редакциях. Однако, к сожалению, до сих
пор не задействован такой мощный ресурс, как городские сети распространения
печатных изданий. Прежде всего, я имею в виду тех квалифицированных
специалистов, которые руководят этими организациями. За последние месяцы я
неоднократно встречался со многими из них и знаю, что каждый из них поддерживал
идею общего диалога издателей, распространителей и руководства города. И пока
такая встреча «в верхах» не состоялась, издатели видят проблему с одной стороны,
а распространители поодиночке пытаются получить аудиенцию у городского
руководства».
Про трудности получения торгового места для газетного лотка можно
написать целый роман. Одно согласование с целой армией чиновников дорого стоит.
Иногда в прямом смысле этого слова. Да что говорить о чиновниках районных
администраций, если согласовывать место коммерсантам приходится аж в ГИБДД! И
нечему удивляться, когда, заполучив с таким трудом киоски, продавцы
устанавливают торговые наценки на продукцию от 50 до 150 процентов. Цена бьет по
тиражу, тираж - по объемам рекламы, и в конечном итоге издания хиреют,
профессионалы уходят, и читатель получает совсем не то, на что рассчитывал.
Чиновники, как и раньше, предпочитают «решать вопросы» в
индивидуальном порядке с каждым распространителем. Нет никакой системы и общих
правил. Отдельные коммерсанты жалуются, что нет даже общей «таксы» за решения
проблем. Хотя эта проблема, судя по всему, в нынешних условиях самая
решаемая.
Подписка: почтальон, звони дважды!
Казалось бы, если газету покупать неудобно, можно заказать ее на
дом. Но и здесь все не слава Богу. Лет десять назад какая-то сверхъестественная
сила изничтожила почти поголовно почтовые ящики в подъездах, и с тех пор верным
подписчикам приходится пользоваться услугой «до востребования». Да и без ящиков
можно было бы прожить, если бы в городе существовал институт доставки прессы. Но
ни федеральная почтовая служба, ни несколько частных компаний, занимающихся до.
ставкой, не являются эталоном качества оказания услуг.
При этом, как обычно, все ссылаются на некую отечественную -
специфику. Выражается она в следующем: во всем мире бизнес по доставке
корреспонденции развивается успешно, и только у нас становится хуже год от года.
Ответ все тот же: на этом рынке сформировался неестественный монополист -
государственная почта. Опять же госчиновники решают - как им доставлять прессу,
когда и кому. В результате нет ни рынка, ни игроков на нем. Монополизм *
порождает безответственность и дает право диктовать условия. Вот газеты и
вынуждены при формировании подписной цены почти всю ее отдавать за «доставку».
Результат - тот же, что и с розницей: газета становится «золотой» для
читателя.
Регулирование рынка: победа над здравым
смыслом
Губернатор города не раз говорила, что целью ее деятельности
является превращение Санкт-Петербурга в город с европейскими стандартами жизни.
Естественно, европеизация не может миновать и газетный рынок. Скажем больше,
сейчас никаких объективных причин, препятствующих его нормализации, не
существует. Исключительно субъективные.
Может ли город считаться блистательным, светским, образованным,
европейским, когда развитие рынка прессы в нем искусственно сдерживается? Причем
именно теми, кто должен способствовать его нормальному функционированию просто
по долгу службы. Вместо этого, как и во всех прочих сферах отечественного
бизнеса, чиновники заняты изобретением и внедрением все новых схем «доения».
Например, новому изданию, чтобы попасть к читателю, приходится покупать у
лоточников «входной билет», красиво именуемый маркетинговым исследованием, ценой
в несколько тысяч долларов. Если это не узаконенные поборы, то что? И это далеко
не самый яркий пример.
При губернаторе Владимире Яковлеве рынок СМИ был отдан на откуп
отдельным чиновникам, которые «строили» его, исходя из своих представлений и
интересов. От нового городского руководства, судя по декларируемому стремлению
жить по-европейски, ждали все того же - правил игры, позволяющих развиваться
прессе вообще, и газетам в частности. Но пока дело ограничивается «громкими» по
резонансу, но мало масштабными по сути мерами, не выходящими за рамки старой
политики по отношению к СМИ. Проведено несколько встреч городских властей с
медиасообществом. Создан Координационный совет по СМИ при губернаторе. Решено
увеличить количество точек торговли печатной продукцией. Увеличили следующим
образом: почте приказали продавать газеты на почтовых отделениях, где их
читатели бывают, мягко говоря, не регулярно.
При этом прессу разделили на «качественную» и «некачественную». С
точки зрения европейских стандартов, никакого отношения к свободному рынку эти
меры не имеют. Почему чиновники должны определять качество газет? Пусть этим
займется читатель, он же платит в конце концов! Но пока «заказывают музыку»
другие...
Говорят, если все отдать на откуп читательским вкусам,
общественно-политические городские газеты умрут, а на рынке прессы останутся
только желтушно-криминально-гламурные издания. Такое утверждение - прикрытие для
местного не адекватного в условиях рынка менеджмента и благополучия самих
топ-менеджеров. Да, никому не нужные, скучные, дотационные газеты умрут, и слава
Богу. Но то, что ниша городских нежелтых изданий останется пустой в условиях
свободного рынка, - неправда. И все участники рынка это знают. Дело в другом:
«придушенные» в экономическом смысле СМИ, менеджмент которых сводится к
выпрашиванию подачек от властей и спонсоров, устраивает власть имущих.
Что бы ни делали с нынешним «рынком прессы», он никогда не достигнет
европейских стандартов. Невозможно стать чемпионом мира по шахматам, играя по
правилам дворового футбола. Зачем, к примеру, отдавать на содержание газеты
государственным, полугосударственным и «близким к власти» коммерческим
структурам? Это вообще что такое?! В Европе, если бы узнали про подобное
нецелевое использование средств бюджета и непрофильный бизнес государства,
чиновников в лучшем случае отправили в отставку, а в худшем, но вполне реальном,
просто посадили. Как можно честно конкурировать с изданиями, которые напрямую
или косвенно содержатся на деньги налогоплательщиков?
Когда высказывались опасения, в том числе и в нашей газете, что
реформы на ТРК «Петербург» не изменят главного и телеканал так и останется
«рупором Смольного», Алла Манилова развеяла их, заявив, что быть чьим-то рупором
- это провинциальность. Мол, профессионалы такого себе не позволяют. Почему же
эта «провинциальность» цветет пышном цветом на рынке печатных СМИ и никаких
подвижек в сторону профессионализма не наблюдается? Или они все-таки будут,
просто широкая общественность не в курсе?
Не надо такие вещи держать в себе. Нас давно мучает вопрос: есть ли
у администрации Петербурга, и в частности у комитета по печати и связям со СМИ
конкретный план по европеизации рынка прессы в городе? С ним (вопросом)
«Известия» обратились к главе комитета, члену правительства города Алле
Маниловой.
...Ждем, когда же сможем ознакомиться с ее взглядом на ситуацию и
информировать о перспективах модернизации такой важной сферы, как деятельность
СМИ, своих читателей.
Критиковать все умеют
Чтобы не быть голословными, «Известия - Петербург» предлагают свои
меры по оцивилизовыванию рынка прессы в городе. Главное - не надо изобретать
велосипед. Историю не обманешь. Мы повторяем путь множества стран, это
неминуемо. Но их история развития нам уже доподлинно доказала, что придем мы к
одному и тому же выводу, что и они в свое время. Если мы движемся в сторону
Европы, может быть перестать оглядываться на специфический московский рынок, а
прямо воспользоваться опытом европейских стран.
Первое, что сделали европейцы, - это совместно, вместе со всеми
участниками отрасли, выработали правила игры. Не ходили поодиночке в
госучреждения, а все вместе договорились раз и навсегда. Бизнес обязан иметь
регулировочные винты, стандарты поведения, законы взаимоотношений, которые
необходимо выполнять неукоснительно.
В Германии, в 70-х годах прошлого века, на рынке прессы было то же
самое, что сейчас у нас. Немцы - издатели задали друг другу вопрос: «Доколе?» и
сели за стол переговоров по-взрослому. За стол переговоров сели и издатели, и
распространители, и власть. Но на этих переговорах уже не стали обсуждать меру
ущемленности каждого, а начали формулировать причины возникновения такого рода
головных болей. Попытались сформулировать не локальные трудности каждого
предприятия, а взглянули на отрасль со стороны, описали проблемы именно отрасли,
а не местечковые внутренние проблемы участников событий.
Основной постулат здесь один г РАВНОПРАВИЕ. Именно на нем базируется
система распространения в так называемых «развитых странах мира». Для всех
должны быть одинаковые правила игры. А не то что сейчас: одни живут по рыночным
законам, а другие по каким-то своим, только потому, что кто-то где-то решил, что
они выполняют некую «социально значимую функцию».
Законом должны быть закреплены гарантии ВСЕМ издателям и обеспечено
соблюдение со стороны всех звеньев распространения нейтралитета по отношению ко
всем без исключения изданиям. Вот самые общие возможные принципы:
- нейтралитет по отношению к изданиям;
- издатель при помощи оптовика имеет право разместить свое издание
на любой точке сбыта;
- издатель гарантирует 100%-ный возврат непроданных экземпляров;
- фиксированная цена;
- гарантия получения доходов каждым звеном распространения;
- льготный НДС.
Все это - не догма, а лишь «затравка» для начала серьезного
разговора. Но с чего-то надо же начинать? Давайте поступим действительно по
западному образцу. Сформулируем статьи законов, где будут прописаны общие для
всех правила игры. Создадим совместными усилиями законопроект и выступим с
законодательной инициативой на федеральном уровне. Петербург должен стать
примером цивилизованного выстраивания отношений между властью и бизнесом, хотя
бы в отдельно взятой сфере экономики.
***
История одного рынка
При губернаторе Собчаке существовал закон «Правила мелкорозничной
торговли...», под который попадала и торговля прессой. Губернатор Яковлев
отменяет действие этого закона как морально устаревшего. И отдает распоряжение
разработать новый закон. Но пока его нет, районным администрациям разрешается
действовать на свое усмотрение. Они устанавливают свои правила выдачи
разрешений, установки киосков и лотков, размеры торговых площадей и т.д.
Распространители попали в кабалу. Тут, казалось бы, и сойтись распространителю и
издателю. Но нет. Комитет по печати слушал только распространителей печатной
продукции, а издателей и близко не подпускал к решению проблем. Активно начинает
работать некая общественная организация, позиционирующая себя как Ассоциация
издателей и распространителей. Кто там из издателей участвовал и какие интересы
издателей эта организация представляла - непонятно. Зато Ассоциация лоббировала
интересы распространителей на уровне районных администраций. Вернее,
определенных распространителей.
В январе 2003 года выходит распоряжение губернатора о мелкорозничной
торговле. По инициативе ряда организаций, в нем нет ни слова о торговле прессой.
Зато есть указание комитету по печати - в кратчайшие сроки разработать положение
о порядке торговли прессой. Время пошло». И идет до сих пор. Со сменой власти
Смольный развернуло в другую сторону. Теперь там слушают издателей, а
распространителей игнорируют. Опять же, не всех распространителей это касается.
Но общего закона так и нет. Зато появляется письмо, которое направляется в
районные администрации с указанием: до принятия новых документов, актов и
положений - выдачу разрешений на установку торговых объектов приостановить.
Заодно и зарубили выдачу разрешений на уже согласованные места. Давайте, господа
распространители, стройте бизнес. И вся эта катавасия длится порядка десяти
лет....Недавно делегация петербургского комитета по печати побывала в столице
нашей Родины. Как выдумаете, с какой целью? Оказывается, «изучить опыт Москвы в
становлении рынка распространения прессы». И там действительно есть что изучить.
Например, как увеличить масштабы уже имеющегося беспредела.
Светлана МАЛАХОВА,
Павел ПАШНОВ,
Андрей ШИТОВ,
Юрий
ДМИТРИЕВ
«Известия
С-Петербурга»