Назад

Общественная значимость

Издательская группа "Эксперт" приступила к выпуску журнала "Русский репортер". Разговоры о новом проекте ходили очень давно, но его появление откладывалось. Запуск нового делового издания требует очень больших инвестиций — для достижения коммерческого успеха журнал должен быть широко представлен в рознице, что в настоящее время весьма накладно. Покупатель информационного еженедельника капризный, он хочет, чтобы издание можно было купить в ближайшем киоске у дома или у метро, а количество таких покупателей у отдельно взятого киоскера — единицы. Еженедельник не дает киоскеру большой прибыли с продажи одного номера, продается журналов мало, поэтому киоскер норовит засунуть журнал куда-нибудь подальше, загородив его желтой газетой или толстым глянцем.

Позиции лидеров ниши практически непоколебимы. На четыре ведущих издания ("Ъ Деньги", "Эксперт", "Итоги" и Forbes) приходится более 50% рекламных доходов всех деловых и общественно-политических журналов. Еще 32% пирога съедают другие пять старожилов рынка: "Секрет фирмы", "Профиль", "Ъ Власть", "Русский Newsweek" и "Компания", таким образом, на всех остальных остается менее 18%. А ведь среди этих остальных, есть журналы таких сильных игроков, как ИД Independent Media, ИД "РБК Медиа", ИГ "Эксперт", ИД "Компьютерра" и др. На что же рассчитывать новичку?

Pусский экспериментатор

Закрытие целого ряда деловых и общественно-политических изданий в последние годы ("Еженедельный журнал", "Новый очевидец", "Русский фокус", и т.д.), а также многолетняя нерентабельность некоторых других изданий этой ниши показали, что сегмент стал очень сложным для освоения. Только очень уверенные в своих возможностях издательства могут теперь рисковать выводом новых журналов (таких как SmartMoney от ИД Independent Media, РБК или D’ от ИГ "Эксперт"), однако отдельные попытки предпринимаются и издательствами второго эшелона. Так, появилась газета журнального формата "Номер Один" (ИД "Огонек"), "Евразийская Медиа Группа" возродила газету "За рубежом", а ИД Creative Media запустил журнал "Личный бюджет".

На фоне почти стагнации рассматриваемой ниши в центральном сегменте прессы региональные сетевые СМИ развиваются вполне успешно. Издательские дома "Компьютерра" ("Бизнес-журнал"), "Шеф" (журнал The Chief) постоянно рапортуют об увеличении числа городов, в которых издаются их деловые издания. Аналогичные планы строит ИД "Бонниер Бизнес Пресс", выпускающий ежедневную газету "Деловой Петербург" (22 мая в Краснодаре уже вышел первый из запланированных региональных проектов — "Деловая газета. Юг").

Таким же путем решила пойти издательская группа "Эксперт", выводя на рынок свой новый проект "Русский репортер". 17 мая первый номер нового еженедельника появился в четырех российских городах — Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Самаре. Однако первое сходство обманчиво. Для "Русского репортера" указанные города всего лишь испытательный полигон, где издатель планирует провести пробу сил и подтвердить жизнеспособность выбранной концепции издания ("Русский репортер" позиционируется как издание "с патриотическим и позитивным настроем, но при этом независимое, объективное, острое", "вдумчивое чтение для активной аудитории"). Если эксперимент будет успешным, то осенью "Русский репортер" появится и в Москве, где навязывание формата "патриотический с позитивным настроем" в "Русской службе новостей" недавно вызвало целую лавину протестов в журналистской среде. "Русский репортер", по словам издателей, также должен пригласить читателей к диалогу, настроить их на разговор. Учитывая, что "разговорчивые" читатели сейчас все чаще перекочевывают в интернет, эта часть концепции печатного СМИ также вызывает некоторые сомнения. Однако в "Эксперте" уверяют, что провели "ряд многофакторных исследований", и за один год в ИД предполагают достичь тиража в 300 тыс. экз. Это будет (если будет, конечно) совершенно уникальный показатель для платного общественно-политического журнала, самый массовый из которых ("Итоги") имеет тираж 85 тыс. экз.

Несмотря на определенный застой в последние годы, будущее деловых и общественно-политических журналов представляется относительно безоблачным. Их благополучие базируется на двух китах - доходах от рекламы автомобилей и финансовых услуг (только эти две категории обеспечивают нише почти 42% рекламных поступлений). За 2006 год сократились бюджеты двух других важнейших для ниши товарных категорий - компьютерной техники и недвижимости, однако уже в первом квартале 2007 года это сокращение сменилось положительной динамикой (особенно по недвижимости).

Тормоз и локомотив
Рекламные доходы журнальных ниш центральной прессы в 2006 г. ($ млн. без НДС)
Источник: АЦВИ, TNS Gallup AdFact

Подытожили
Аудитория одного номера ведущих деловых и общественно-политических журналов по России, тыс. чел.
Источник: TNS Gallup Media, NRS-Россия 16+ (города 100+), сентябрь 2006 - февраль 2007 г.

Деньги к деньгам
Площадь рекламы в деловых и общественно-политических журналах (А4, включая приложения, без учета социальной рекламы и рекламы СМИ)

Издание

2005

2006

Прирост, %

Коммерсантъ Деньги

2104,0

1866,8

-11

Эксперт

1985,7

1687,8

-15

Итоги

1289,1

1266,2

-2

Forbes

912,7

1003,8

10

Секрет фирмы

663,5

914,3

38

Профиль

1015,1

882,0

-13

Коммерсантъ Власть

967,3

849,2

-12

Русский Newsweek

725,4

589,8

-19

Компания

710,0

482,1

-32

Smartmoney

-

470,8

-

Бизнес-журнал

327,1

343,6

5

РБК

-

308,8

-

Businessweek Россия

87,6

214,5

145

Огонек

72,0

189,1

162

Коммерсантъ Каталог

-

189,0

-

Карьера

144,7

115,0

-21

Имеешь право

74,9

97,7

30

D’

-

75,6

-

Коммерсантъ Рейтинг

47,0

29,0

-38

Деловые люди

49,4

22,9

-54

Всего

11 175,7

11 598,0

4

Источник: АЦВИ, TNS Gallup AdFact

Товары и услуги
Рекламные бюджеты товарных категорий в деловых и общественно-политических журналах, $ млн без НДС

Товарная категория

2006

Прирост
по отношению
к 2005,%

Доля, %

Автомобили и аксессуары

15,0

20

21,8

Финансовые и страховые услуги

13,7

43

19,9

Компьютеры и оргтехника

5,9

-23

8,6

Недвижимость

4,6

-20

6,6

Алкогольные напитки и пиво

2,6

113

3,8

Часы и ювелирные изделия

2,3

14

3,3

Услуги сотовой связи

2,2

-14

3,2

Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника

2,1

4

3,1

Транспортные услуги

1,9

33

2,8

Мобильные телефоны

1,8

-33

2,5

Одежда, обувь, аксессуары

1,2

35

1,7

Парфюмерия и косметика

1,1

9

1,6

Медицина, лекарства, БАДы

1,0

44

1,4

Табачные изделия

0,9

40

1,4

Торговые организации

0,7

21

1,1

Бытовая техника

0,7

7

1,0

Classified

0,6

-15

0,8

Другое

10,6

23

15,4

Всего:

68,9

13

100

Источник: АЦВИ, TNS Gallup AdFact

Передовые ниши
Темпы прироста доходов от рекламы по основным журнальным сегментам, %
Источник: АЦВИ, TNS Gallup AdFact

Александр Ефремов,
эксперт отдела исследования прессы Аналитического центра "Видео Интернешнл"

Читайте также

все новости