Издательская группа "Эксперт" приступила к выпуску журнала "Русский репортер". Разговоры о новом проекте ходили очень давно, но его появление откладывалось. Запуск нового делового издания требует очень больших инвестиций — для достижения коммерческого успеха журнал должен быть широко представлен в рознице, что в настоящее время весьма накладно. Покупатель информационного еженедельника капризный, он хочет, чтобы издание можно было купить в ближайшем киоске у дома или у метро, а количество таких покупателей у отдельно взятого киоскера — единицы. Еженедельник не дает киоскеру большой прибыли с продажи одного номера, продается журналов мало, поэтому киоскер норовит засунуть журнал куда-нибудь подальше, загородив его желтой газетой или толстым глянцем.
Позиции лидеров ниши практически непоколебимы. На четыре ведущих издания ("Ъ Деньги", "Эксперт", "Итоги" и Forbes) приходится более 50% рекламных доходов всех деловых и общественно-политических журналов. Еще 32% пирога съедают другие пять старожилов рынка: "Секрет фирмы", "Профиль", "Ъ Власть", "Русский Newsweek" и "Компания", таким образом, на всех остальных остается менее 18%. А ведь среди этих остальных, есть журналы таких сильных игроков, как ИД Independent Media, ИД "РБК Медиа", ИГ "Эксперт", ИД "Компьютерра" и др. На что же рассчитывать новичку?
Pусский экспериментатор
Закрытие целого ряда деловых и общественно-политических изданий в последние годы ("Еженедельный журнал", "Новый очевидец", "Русский фокус", и т.д.), а также многолетняя нерентабельность некоторых других изданий этой ниши показали, что сегмент стал очень сложным для освоения. Только очень уверенные в своих возможностях издательства могут теперь рисковать выводом новых журналов (таких как SmartMoney от ИД Independent Media, РБК или D’ от ИГ "Эксперт"), однако отдельные попытки предпринимаются и издательствами второго эшелона. Так, появилась газета журнального формата "Номер Один" (ИД "Огонек"), "Евразийская Медиа Группа" возродила газету "За рубежом", а ИД Creative Media запустил журнал "Личный бюджет".
На фоне почти стагнации рассматриваемой ниши в центральном сегменте прессы региональные сетевые СМИ развиваются вполне успешно. Издательские дома "Компьютерра" ("Бизнес-журнал"), "Шеф" (журнал The Chief) постоянно рапортуют об увеличении числа городов, в которых издаются их деловые издания. Аналогичные планы строит ИД "Бонниер Бизнес Пресс", выпускающий ежедневную газету "Деловой Петербург" (22 мая в Краснодаре уже вышел первый из запланированных региональных проектов — "Деловая газета. Юг").
Таким же путем решила пойти издательская группа "Эксперт", выводя на рынок свой новый проект "Русский репортер". 17 мая первый номер нового еженедельника появился в четырех российских городах — Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Самаре. Однако первое сходство обманчиво. Для "Русского репортера" указанные города всего лишь испытательный полигон, где издатель планирует провести пробу сил и подтвердить жизнеспособность выбранной концепции издания ("Русский репортер" позиционируется как издание "с патриотическим и позитивным настроем, но при этом независимое, объективное, острое", "вдумчивое чтение для активной аудитории"). Если эксперимент будет успешным, то осенью "Русский репортер" появится и в Москве, где навязывание формата "патриотический с позитивным настроем" в "Русской службе новостей" недавно вызвало целую лавину протестов в журналистской среде. "Русский репортер", по словам издателей, также должен пригласить читателей к диалогу, настроить их на разговор. Учитывая, что "разговорчивые" читатели сейчас все чаще перекочевывают в интернет, эта часть концепции печатного СМИ также вызывает некоторые сомнения. Однако в "Эксперте" уверяют, что провели "ряд многофакторных исследований", и за один год в ИД предполагают достичь тиража в 300 тыс. экз. Это будет (если будет, конечно) совершенно уникальный показатель для платного общественно-политического журнала, самый массовый из которых ("Итоги") имеет тираж 85 тыс. экз.
Несмотря на определенный застой в последние годы, будущее деловых и общественно-политических журналов представляется относительно безоблачным. Их благополучие базируется на двух китах - доходах от рекламы автомобилей и финансовых услуг (только эти две категории обеспечивают нише почти 42% рекламных поступлений). За 2006 год сократились бюджеты двух других важнейших для ниши товарных категорий - компьютерной техники и недвижимости, однако уже в первом квартале 2007 года это сокращение сменилось положительной динамикой (особенно по недвижимости).
Тормоз и локомотив
Рекламные доходы журнальных ниш центральной прессы в 2006 г. ($ млн. без НДС)
Источник: АЦВИ, TNS Gallup AdFact
Подытожили
Аудитория одного номера ведущих деловых и общественно-политических журналов по России, тыс. чел.
Источник: TNS Gallup Media, NRS-Россия 16+ (города 100+), сентябрь 2006 - февраль 2007 г.
Деньги к деньгам
Площадь рекламы в деловых и общественно-политических журналах (А4, включая приложения, без учета социальной рекламы и рекламы СМИ)
Издание |
2005 |
2006 |
Прирост, % |
Коммерсантъ Деньги |
2104,0 |
1866,8 |
-11 |
Эксперт |
1985,7 |
1687,8 |
-15 |
Итоги |
1289,1 |
1266,2 |
-2 |
Forbes |
912,7 |
1003,8 |
10 |
Секрет фирмы |
663,5 |
914,3 |
38 |
Профиль |
1015,1 |
882,0 |
-13 |
Коммерсантъ Власть |
967,3 |
849,2 |
-12 |
Русский Newsweek |
725,4 |
589,8 |
-19 |
Компания |
710,0 |
482,1 |
-32 |
Smartmoney |
- |
470,8 |
- |
Бизнес-журнал |
327,1 |
343,6 |
5 |
РБК |
- |
308,8 |
- |
Businessweek Россия |
87,6 |
214,5 |
145 |
Огонек |
72,0 |
189,1 |
162 |
Коммерсантъ Каталог |
- |
189,0 |
- |
Карьера |
144,7 |
115,0 |
-21 |
Имеешь право |
74,9 |
97,7 |
30 |
D’ |
- |
75,6 |
- |
Коммерсантъ Рейтинг |
47,0 |
29,0 |
-38 |
Деловые люди |
49,4 |
22,9 |
-54 |
Всего |
11 175,7 |
11 598,0 |
4 |
Источник: АЦВИ, TNS Gallup AdFact |
Товары и услуги
Рекламные бюджеты товарных категорий в деловых и общественно-политических журналах, $ млн без НДС
Товарная категория |
2006 |
Прирост |
Доля, % |
Автомобили и аксессуары |
15,0 |
20 |
21,8 |
Финансовые и страховые услуги |
13,7 |
43 |
19,9 |
Компьютеры и оргтехника |
5,9 |
-23 |
8,6 |
Недвижимость |
4,6 |
-20 |
6,6 |
Алкогольные напитки и пиво |
2,6 |
113 |
3,8 |
Часы и ювелирные изделия |
2,3 |
14 |
3,3 |
Услуги сотовой связи |
2,2 |
-14 |
3,2 |
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника |
2,1 |
4 |
3,1 |
Транспортные услуги |
1,9 |
33 |
2,8 |
Мобильные телефоны |
1,8 |
-33 |
2,5 |
Одежда, обувь, аксессуары |
1,2 |
35 |
1,7 |
Парфюмерия и косметика |
1,1 |
9 |
1,6 |
Медицина, лекарства, БАДы |
1,0 |
44 |
1,4 |
Табачные изделия |
0,9 |
40 |
1,4 |
Торговые организации |
0,7 |
21 |
1,1 |
Бытовая техника |
0,7 |
7 |
1,0 |
Classified |
0,6 |
-15 |
0,8 |
Другое |
10,6 |
23 |
15,4 |
Всего: |
68,9 |
13 |
100 |
Источник: АЦВИ, TNS Gallup AdFact |
Передовые ниши
Темпы прироста доходов от рекламы по основным журнальным сегментам, %
Источник: АЦВИ, TNS Gallup AdFact
Александр Ефремов,
эксперт отдела исследования прессы Аналитического центра "Видео Интернешнл"