Прошлой осенью
министр сельского хозяйства Алексей Гордеев написал президенту письмо с просьбой
защитить сельхозпроизводителей, и Путин поручил ФАС провести проверку сетей и
принять меры. В конце прошлой недели ведомство создало экспертный совет по
развитию конкуренции в розничной торговле. В него кроме чиновников
антимонопольного ведомства вошли владельцы и топ-менеджеры крупнейших розничных
сетей.
Вчера на первом заседании совета замруководителя ФАС Андрей
Кашеваров заявил, что ведомство собирается внести в разрабатываемый сейчас МЭРТ
закон “О торговле” пункт о снижении “порога доминирования” розничных компаний на
региональных продовольственных рынках с 35%, прописанных в законе о конкуренции,
до 5-10%. А Михаил Евраев, начальник управления по контролю за размещением
госзаказа ФАС, пообещал рассмотреть вопрос об ограничении “допуска к выделению”
земельных участков сетям, занимающим более 20% локального рынка. Антон
Порядин, руководитель отдела практики и стратегии АТ Kearney, считает, что к
этому порогу даже крупнейшие розничные сети подойдут не ранее 2010 г. По
его оценке, пока три самые большие сети — “Магнит”, “Пятерочка” и
“Перекресток” — вместе занимают менее 6% федерального рынка. А
президент одной из крупных региональных компаний полагает, что если норма станет
действовать, то сети раздробят бизнес на несколько компаний с магазинами разных
форматов.
Кашеваров обнародовал список из 27 пунктов, включаемых
ритейлерами в договоры поставки и мешающих, по мнению ФАС, развитию конкуренции
среди поставщиков. ФАС предъявила претензии к практике взимания с поставщиков
“платы за вход”; требованию предоставлять ритейлерам отпускные цены, позволяющие
установить наценку до 20% и при этом продавать товар не дороже средней
розничной цены, доплачивать за расширение ассортимента в магазине и за аренду
полок в торговом зале; обязанности поставщика предоставлять скидки на товар во
время промоакций и 45-дневной отсрочке платежа за реализованный товар. Ритейлеры
требуют, чтобы поставщики компенсировали даже потери от краж в магазинах.
“Нередко производители вынуждены уходить с рынка, не выдержав огромного числа
штрафов, которые взимают сети”, — добавил Тимофей Нижегородцев, начальник
управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС. Александр
Злочевский, президент Российского зернового союза, выступавший на совете от
имени поставщиков, жаловался и на то, что ритейлеры заставляют небольших
производителей работать под собственными торговыми марками сетей, лишая их
возможности продвигать собственные бренды. Кашеваров пообещал в течение месяца
решить, что делать со спорными пунктами в договорах поставок.
Лев Хасис,
главный исполнительный директор X5 Retail Group, от имени ритейлеров
призвал ФАС не перегибать палку и не возвращаться во времена плановой экономики.
При этом он согласился, что сетям нельзя выдвигать одинаковые требования для
российских производителей и для крупных поставщиков, например Procter &
Gamble или Coca-Cola. По его мнению, ритейлерам стоит изъять из делового оборота
такие понятия, как бонус за вход в сети, гарантия маржинальной доходности, сборы
за открытие новых магазинов или перевод товара в магазин другого формата. А
Карнаухов пытался объяснить, что ритейлеры создавали свои сети на кредиты с 250%
годовых и именно этим объясняются жесткие условия работы с
поставщиками.
ЗАКОН, КОТОРОГО НЕТ
МЭРТ сейчас разрабатывает
концепцию закона “О торговле”, которая к 1 июля должна быть внесена в
правительство, сообщил источник в министерстве. По его словам, идея снижения
максимальной рыночной доли для розничных сетей действительно существует. “Но это
лишь одна из идей, и нет гарантии, что она будет принята”, — подчеркнул
собеседник “Ведомостей”.
Елена Горелова, Мария
Плис