Назад

Не надо умничать - это для Интернета. Окажут ли поисковые системы влияние на то, что публикуется под заголовками

Сегодня у них появился третий важный арбитр: компьютерные программы, штудирующие Сеть, анализируя и оценивая новостные статьи для таких поисковых систем как Google, Yahoo и MSN.
 
Ползающие по Сети «боты» поисковиков становятся все более влиятельными, принося некоторым газетам, журналам и телеканалам более 30% их трафика. А трафик это читатели и рекламодатели, которые отчаянно нужны медиа.
 
И вот новостные организации начали экспериментировать, перестраивая свои Интернет-сайты для получения более высоких поисковых результатов. Но программные "боты" - не обычные читатели. Они чертовски быстры, но при этом беспомощно прямолинейны. Ведь алгоритмов для остроумия, иронии, юмора или стильной журналистики не существует.
 
В печатных медиа названия разделов и заголовки представляют собой настоящие самородки; это уникальные плоды человеческих раздумий, учитывающих контекст и культуру. «Уже более ста лет важной частью журналистского мастерства считается способность придумывать остроумные названия и заголовки, и вот приходит Google и говорит: "К черту все это"» – рассказывает Эд Канале (Ed Canale), вице-президент по стратегиям и новым медиа Sacramento Bee.
 
Попытки приспособиться к технологиям могут быть опасны. Насколько далеко может зайти новостная организация, жертвуя редакционной политикой в отношении презентации, тона и содержания новостей?
 
«Оптимизация под поисковые системы» - процветающий бизнес, принесший в прошлом году $1.25 млрд. глобальных доходов. Значительная их часть приходится на компании, продающие в Интернете товары и услуги.
 
Новостные компании, наоборот, двигаются в этом направлении очень осторожно. Большинство упрощают названия и заголовки, чтобы их было легче разыскивать и понимать поисковикам. Около года назад газета «Sacramento Bee» изменила названия разделов в онлайновой версии. Раздел «Недвижимость» превратился в «Дома», «Сцена» в «Стиль жизни», а посвященный ресторанам раздел «Вкус» превратился в раздел «Вкус/Еда».
 
Некоторые газетные сайты предлагают две версии заголовков. Один, остроумный, обычно размещается на первой странице сайта и призван привлекать читателей. На второй странице сайта, вместе с самой статьей предлагается более банальный, прямолинейный заголовок. Популярный сайт BBC News постоянно поступает так с длинными статьями.
 
Ник Ньюман (Nic Newman), руководитель подразделения новых продуктов и технологий BBC News Interactive, приводит в качестве примера материал, опубликованный в среду. Первый заголовок, призванный завлечь читателей, гласит: «Звезда Тулсы: жизнь и карьера любимого певца 60-х». И ниже: «Некролог: Джин Питни (Gene Pitney)».
 
«Поисковые системы понимают только прямолинейные фактические заголовки», - говорит Ньюман.
 
В сети ограниченность пространства может совпадать с предпочтениями поисковых систем. Так, в печатной версии "New York Times" опубликованная во вторник статья о победе Флориды над Лос-Анджелесом в мужском чемпионате колледжей по баскетболу озаглавлена: «Химия одерживает верх над генеалогией - Gators взяли первый титул». На сайте "Times", чьи сотрудники прошли специальный курс обучения оптимизации под поисковые системы, та же статья называется: «Gators выиграли первый титул».
 
(У International Herald Tribune, издаваемой "New York Times", есть собственный сайт и сотрудники, хотя и на сайте и в самой газете публикуются статьи авторов "New York Times". В IHT была опубликована модифицированная версия статьи о победе Флориды с названием «Чемпионат колледжей по баскетболу: Флорида разгромила Лос-Анджелес»).
 
В Сети особый упор делается на скорость и постоянные обновления.
 
«Вы помните об этом и о том, что пишите так же и для поисковых систем, и поэтому придумываете более прямолинейные заголовки», - рассказывает Лу Феррара (Lou Ferrara) редактор Интернет-сайта Associated Press, информационного агентства, поставляющего содержание более 11,000 медиа-клиентов. «Меня беспокоит утрата творческого отношения».
 
Окажут ли поисковые системы влияние на то, что публикуется под заголовками, пока неизвестно. Эксперты утверждают, что алгоритмы обработки текстов сканируют название, заголовок и как минимум 100 первых слов статьи. Журналистам, считают они, было бы полезно провести небольшое исследование ключевых слов, чтобы понять, какие слова, связанные с их темой, пользуются при поиске самым большим спросом, и включать такие слова в первые фразы своих статей.
 
Подобные предложения вызывают смешанные чувства. «Моей первой мыслью было, что у репортеров и редакторов своя работа, и им не стоит беспокоиться о том, что о ней думает программное обеспечение Google или Yahoo», - рассказывает Майкл Шадсон (Michael Schudson), социолог и приглашенный преподаватель Школы журналистики Колумбийского университета.
 
«Но затем я подумал, что газетные заголовки и подача статей в печати это своего рода маркетинговые инструменты, привлекающие внимание читателей, - вспоминает он. – Так почему бы не использовать новый маркетинговый инструмент, подходящий для эпохи Интернета и поисковых систем?»

Стив ЛОР, Нью-Йорк Таймс

Перевод на русск. яз. - ГИПП

Читайте также

все новости