Три года назад Роспатент постановил, что марка Gallup не может
использоваться в России финской компанией и ее филиалами. Финны оспорили это
решение и 20 февраля выиграли дело в Московском арбитражном суде. Представители
самого знаменитого социологического института Gallup на нем отсутствовали.
Теперь Роспатент подал жалобу, и судебное разбирательство возобновится.
Дело касается интересов Gallup Media, но ее представители
от комментариев уходят.
Анна Лочко, агент по связям с общественностью
Gallup Media, заверила ГАЗЕТУ: «Нас это не касается - судится не московский
офис, а финская организация. Есть организация в Америке, которая принадлежит
сыновьям Гэллапа. Вот они с финнами не поделили торговую марку».
Гендиректор TNS Gallup AdFact Руслан Тагиев повторил ГАЗЕТЕ: «Суд не
имеет никакого отношения к Gallup Media», но отказался уточнить, какими именно
торговыми знаками пользуется его корпорация.
Патентный поверенный Денис
Воеводин, представляющий интересы финнов в суде, дал понять ГАЗЕТЕ, что его
клиенты не желали огласки в прессе. Он считает, что «американцам процесс не
интересен - у них нет прав на пользование знаком Gallup в России; права
принадлежат исключительно финнам, которые первыми зарегистрировали этот знак».
Г-н Воеводин напомнил, что «существует же Mercedes - Kola где-то в Сингапуре, и
Mercedes ничего с ними сделать не может'.
Поверенный подтвердил ГАЗЕТЕ,
что суд пригласил американцев и обязал его известить Gallup Org. «Мы предложили
проинформировать Gallup Org юристам, которые раньше их представляли в России».
Законом же, пояснили ГАЗЕТЕ в Роспатенте, предусмотрена письменная форма
уведомления, и за определенный срок до начала слушания. Это соблюдено не было, и
вице-президент Gallup Organization Алек Гэллап на суд приехать не смог, хотя
подтверждал ГАЗЕТЕ свое намерение.
Г-н Воеводин уверен, что суть
проблемы в том, что сам Гэллап еще при жизни даровал финской компании право
называться Гэллапом и подтвердил это право письмом.
В Gallup
Organization ГАЗЕТЕ подтвердили, что у них есть письмо. Но это письмо от финнов,
в котором они обязуются не использовать торговый знак вне пределов Финляндии.
«Когда финны нарушили это обязательство, Джордж Гэллап прекратил с ними
отношения и вышел из Gallup International», - сказал ГАЗЕТЕ директор
международных программ Gallup Org Ричард Буркхолдер. Еще пять лет назад он
разослал официальное уведомление, что Gallup не имеет офиса в России, а
использование марки следует рассматривать как мошенничество.
Юрист
Роспатента Юрий Кононенко заверил ГАЗЕТУ, что их позиция неизменна: «Финны и их
филиалы вводят в заблуждение российских деятелей и российскую публику, используя
это имя».
Источники ГАЗЕТЫ в исследовательском бизнесе уверены, что
интерес Gallup Media совпал с заинтересованностью тех, кто готовится к
предвыборным политическим рейтингам. «Почему они так держатся за марку Gallup?
Ведь их уже купила компания TNS - она широко известна на Западе, но в России эта
марка не на слуху».
По словам Андрея Милехина, возглавляющего «Ромир
Мониторинг», данное дело - важнейший прецедент в использовании торговых знаков.
В комментарии ГАЗЕТЕ он подчеркнул: «Мы, как и финны, члены Gallup
International; по уставу мы - единственные представители ассоциации в России, а
не финны. Мы работаем и с Gallup Organization, однако мы не используем имя
Джорджа Гэллапа, следуя договоренностям. Финны, вернее, их филиалы здесь просто
прикрываются известным брендом, ведь вопрос стоит о доверии к их рейтингам».
СПРАВКА Gallup Organization - американская
социологическая компания, основана в 1935 году Джорджем Гэллапом (1901-1984).
Имеет 40 отделений, 20 из них - за пределами США. Ныне ею руководят сыновья
доктора Гэллапа - Алек и Джордж-младший - и президент Джим Клифтон. Прославилась
точностью предвыборных прогнозов.
Gallup International -
ассоциация, основанная Джорджем Гэллапом в 1947 году для контроля за качеством
исследований. В 1965 году Gallup Org вышла из нее.
Suomen Gallup Oy
- финская
социологическая компания, основана в 1945 году. В России и СНГ с 90-х годов ее
представляют филиалы: Gallup Media, Gallup AdFact, казахстанский Gallup Media
Asia, Gallup СПб. Все филиалы занимаются маркетинговыми исследованиями. Член
Gallup International. В 2001 году ее и все ее филиалы купила британская Taylor
Nelson Sofres Group (TNS), но марка Gallup российскими компаниями сохранена,
несмотря на административное решение Роспатента от 2000 года о недопустимости ее
использования.
Надежда Кеворкова
Газета, 28.03.03
www.gzt.ru