Законопроект об отмене налога на рекламу в феврале этого года внесла в Думу группа депутатов во главе с заместителем председателя комитета по бюджету и налогам Михаилом Задорновым. Первое чтение законопроекта должно состояться в Госдуме в этом месяце. Авторы законопроекта считают, что налог на рекламу противоречит Налоговому кодексу, так как является налогообложением расходов. Вводя налог на рекламу в начале 1990-х, правительство боролось с отмыванием средств: тогда считалось, что расходы на рекламу -- один из способов обналичивания денег. С тех пор ситуация кардинально изменилась, и расходы на рекламу давно не используются для отмывания средств. В итоге, по словам господина Задорнова, "рекламодатели уходят в тень и уклонятся от его уплаты". Так, по данным Госкомстата, оборот российского рекламного рынка в прошлом году составил 90 млрд руб. Следовательно, налог на рекламу должен был принести в бюджет 4,5 млрд руб. Однако в бюджетном комитете Госдумы посчитали, что рекламодатели недоплатили 1 млрд руб.: реальные поступления от этого налога составили 3,5 млрд руб.
Господин Задорнов уверен, что доходы большинства местных бюджетов от отмены налога тоже не пострадают. В прошлом году большая часть всех сборов по налогу в стране (62%) пришлась на Москву. Однако московские власти не возражают против отмены налога на рекламу. "С экономической точки зрения налог на рекламу абсурден. Стимулировать сокращение издержек на продвижение товара -- значит заниматься вредительством,-- говорит депутат Мосгордумы Александр Крутов.-- Мы будем приветствовать отмену этого налога, поскольку такой шаг будет способствовать легализации рекламного бизнеса". Возместить же потери местного бюджета от отмены налога, по мнению господина Крутова, можно, например, перечислив региону из федерального бюджета часть налога на добавленную стоимость.
За отмену налога на рекламу выступают и участники рекламного рынка. "Любое ослабление налоговой нагрузки приведет к развитию отрасли. Ни в одной из развитых стран налога на рекламу не существует,-- считает председатель совета директоров коммуникационной группы ADV Дмитрий Коробков.-- В России отмена налога на рекламу в текущем году будет как нельзя кстати. Дело в том, что к концу этого года можно ожидать определенное замедление темпов роста рынка -- перед выборами активность рекламодателей в России обычно снижается. Если налог действительно будет отменен, это может дать импульс развитию рекламной индустрии. Дополнительный прирост может составить 10-20%".
Однако все эти доводы не смогли убедить правительство, давшее отрицательное заключение по законопроекту. В департаменте налоговой политики Министерства финансов корреспонденту Ъ заявили, что законопроект не получил одобрения целого ряда министерств: кроме Минфина, он не понравился также и Минэкономразвития, и Минюсту. "Если отменить налог, сознательность налогоплательщика и легальность бизнеса от этого вряд ли повысятся",-- говорят в Минфине. Кроме того, по мнению специалистов министерства, потеря доходов от налога на рекламу станет для местных бюджетов "ощутимым финансовым ударом". "Дебаты начнутся после принятия законопроекта об отмене налога в первом чтении. Я не думаю, что он пройдет Госдуму",-- заявил Ъ собеседник в Минфине.
Константин Воронцов, Тимур Бордюг
газета "КоммерсантЪ",
03.04.03
www.kommersant.ru
Что считать расходами на рекламу?
На вчерашней пресс-конференции обсуждалась также 264-я статья Налогового кодекса, согласно которой относить затраты на рекламу на себестоимость продукции можно лишь частично. К рекламным затратам налоговое законодательство причисляет только те, которые перечислены в так называемом исчерпывающем списке, содержащемся в 264-й статье. На сегодня в нем перечислены все виды расходов на производство и размещение классической рекламы в прессе, наружной и телерекламы. Однако новейшие разработки рекламных технологов в нем отсутствуют. К примеру, промо-акции – дегустации, раздача бесплатных образцов продукции и т. д. Нет в нем и расходов на участие в выставках. Хотя самолетостроителям или производителям военной техники, к примеру, участвовать в профильных выставках за рубежом жизненно необходимо. Однако действующее законодательство позволяет относить на рекламные расходы, не попадающие в исчерпывающий список, не более 1% от выручки компании. С остальной суммы приходится платить 24-процентный налог на прибыль. "Мы душим дополнительными налогами одну из самых важных для страны отраслей,– заявил вице-президент РАРА, генеральный директор компании 'Витрина А' Вадим Куликов.– Необходимо ликвидировать как исчерпывающий список, так и однопроцентный лимит отнесения на расходы не попавших в него затрат на рекламу. Все рекламные затраты нужно относить на себестоимость без каких-либо ограничений". Зампред думского комитета по бюджету Михаил Задорнов с этим предложением не согласился. "Если к нам обратятся рекламодатели, мы готовы подумать над расширением списка или над изменением лимита. Однако совсем ликвидировать их я не считаю нужным",– сообщил он.
газета "КоммерсантЪ", 03.04.03
www.kommersant.ru