Сайт работает в тестовом режиме. Приносим извинения за возможные неудобства
Назад

На полиграфическом фронте без перемен?

На протяжении нескольких лет печатная пресса и ее производители – типографии, ощутимо теряют в объемах производства и тиражах. Стоимость газетной бумаги в России за предыдущие пять лет выросла на 15 процентов. В связи с этим, по оценкам Роспечати, общее снижение тиражей прессы в России до 2020 года составит более 25 процентов. Борьба за выживание ведется по всему полиграфическому фронту.

Как рассказал «Облгазете» гендиректор типографии «Прайм Принт Екатеринбург» Андрей Кокорин, газеты в привычном нам бумажном виде существуют уже не одну сотню лет. Но наступило время, когда их «зацепил» технический прогресс и появились альтернативы бумажному носителю.

– Есть единая цепочка участников процесса: производители бумаги, издатели, типографии, распространители. И сложности, возникающие у одного, почти автоматически становятся сложностями у другого. Проблемы, которые создаёт один из этой цепи, сразу отражаются на всех, – подчеркнул Андрей Кокорин. – Например, ежегодное поднятие цен на бумагу больно ударяет по всем. Издатели начинают экономить, уменьшая тиражи или полосность газет, теряя и без того уменьшившиеся за последние годы рекламные доходы. Типографии теряют объёмы печати и свой заработок. Уменьшается объём закупаемой бумаги у производителей. Как говорят технари отрицательная обратная связь в действии. То же самое можно сказать и о распространении. Много новых киосков с прессой вы видели? А расценки на почтовую доставку уже давно привели к тому, что в почтовых ящиках остался только рекламный мусор. И решение многих этих проблем может быть только при поддержке руководителей региона и правительства.

Отметим, что газетное производство уменьшается уже десять лет – и в Екатеринбурге, и в России, и во всем мире. В частности, объемы выпуска газетной бумаги последние пять лет подвержены значительным колебаниям. В РФ с 2014 года производство сократилось более чем на 15 процентов. Это обусловлено падением спроса как на внутреннем, так и на мировом рынке. Традиционная торговля газетной бумагой на внешнем рынке напрямую зависит от уровня спроса основных стран-потребителей. Последние годы среди основных покупателей российской газетной бумаги выступает Индия и Турция. Европейские государства и Великобритания, некогда активно закупающие газетную бумагу в России, каждый год сокращают уровень поставок.

– Долго ли еще будет существовать бумага? Это тот вопрос, который обсуждается на всех полиграфических форумах и конференциях и вызывает яростные споры. Но если посмотреть материалы конференций десятилетней давности, то бумажных версий газет уже почти не должно быть. Но газеты продолжают жить, и наше предприятие работает, хотя загрузка печатного оборудования заметно уменьшилась, – заметил Андрей Кокорин.

Это подтверждает доклад Федерального управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии, в котором также говорится, что рентабельность деятельности предприятий после кризиса 2014 года остаётся на низком уровне. В газетно-журнальном секторе рынка полиграфических работ загруженность предприятий составляет всего 50–70 процентов, а конкуренция между предприятиями постоянно растет.

В Свердловской области лишь несколько типографий имеют относительно стабильную экономику и способны осуществлять газетное производство в необходимых масштабах. Наглядным примером являются Берёзовская типография, «Прайм Принт Екатеринбург».

Отставание российской полиграфии обусловлено моральным и физическим износом оборудования подавляющего большинства полиграфических предприятий. В целом по отрасли он составляет 75 процентов. А технический уровень региональных полиграфий, по выражению некоторых специалистов, сравним с типографиями дореволюционных времен. В частности, последняя современная печатная машина для типографии Свердловской области была закуплена семь лет назад.

Ситуация усугубляется также и полной стагнацией в сфере производства отечественного полиграфического оборудования и большинства полиграфических расходных материалов, а именно: печатных пластин, красок, клеев, лаков, пленок. Таким образом, отечественная полиграфическая промышленность практически полностью зависит от импорта.

Еще одной важной проблемой является то, что вся существующая базовая организационно-правовая информативно-техническая документация, разработанная двадцать и более лет тому назад, безнадежно устарела и уже не соответствует уровню современного издательско-полиграфического производства. В первую очередь это касается вопросов стандартизации, качества подготовки профессиональных кадров и нормирования технологических процессов и расходования материалов. Стоит подчеркнуть, полиграфическая отрасль по-прежнему испытывает нехватку в квалифицированном персонале. Все эти проблемы существуют на фоне слабой государственной политики поддержки издательско-полиграфического комплекса.

Становится ясно, что необходима систематизированная и постоянная государственная программа, направленная на поддержку отечественной полиграфии, которая сделает полиграфическую деятельность более интересной для серьезных инвестиций со стороны финансовых институтов, улучшит инвестиционный климат и повысит инвестиционную привлекательность полиграфического вида деятельности, стимулируя инвесторов вкладывать средства в строительство и развитие отечественных полиграфических предприятий для полного удовлетворения потребностей российского рынка.

– У газет есть свой читатель. Многие читатели газет (в основном, конечно, старшее поколения) предпочитают бумажную версию. И это не только в нашей стране, но и во всем мире. Они готовы и дальше покупать и получать газеты. Конечно, полиграфия будет существовать, но её трансформация неизбежна. И какие формы подачи печатной информации появятся в будущем, пока сказать сложно – отмечает Андрей Кокорин.

Михаил Лежнин

Элемент 82447 не найден.

Читайте также

все новости