Глава Ассоциации распространителей печатной продукции
Дмитрий Мартынов сообщил, что по числу точек продажи прессы Россия сильно
отстает от развитых и даже не очень стран мира: на каждые 3,5 тысячи населения у
нас один киоск. Государство так и не выработало четких правил игры на рынке СМИ
и оказывать им поддержку не очень стремится. Действовавшая на протяжении ряда
лет в отношении прессы и книг 10%-ная льгота по НДС частично отменяется.
Максимум, на что рассчитывают издатели и распространители, - возвращение ее в
2006 году, для чего потребуется внести изменения в законодательство.
Представители отрасли напоминают, что даже в развитых странах это дело или
вообще не облагается налогами, или облагается по льготным ставкам. С такой
постановкой вопроса согласился и представитель правительства Геннадий Кудий:
"СМИ - это не обычный и социально значимый продукт, здесь возможны особые
налоговые ставки и поблажки". Жаль, что он не возглавляет Минфин.
Чтобы
этот продукт до потребителя доходил без проблем, предложено как-то (не очень
понятно как) обязать хотя бы большие магазины продавать определенный ассортимент
книг, газет и журналов. Опять ссылались на зарубежный опыт: в Германии 10%
печатной продукции покупается в булочных. Тот, кто желает вывезти российскую
печатную продукцию за границу, вынужден платить налоги дважды - и в нашу казну,
и в казну той страны, куда книги или газеты везет. Гендиректор ЗАО
"МК-периодика" Виктор Калинин сообщил, что объем комплектов газет и журналов,
поставляемых за рубеж (в том числе и в страны СНГ), упал за 10 лет в 1000 раз:
"В Индии было в начале 90-х годов 2 млн. подписчиков на российские издания, а
сейчас - ноль". Причина развала экспорта нашей периодики, по его мнению, - в
полном отсутствии господдержки при высокой конкуренции на рынке.
Издатели и
распространители печатной продукции надеются, что все волнующие их вопросы
найдут свое отражение, а проблемы - решение в новом законе о СМИ, о котором
власти говорят больше двух лет, но так и не "родили". Выяснилось, что текста
проекта до сих пор никто из заинтересованных лиц не видел. "Это - тайна,
покрытая мраком", - пожаловалась директор Института развития прессы Ольга
Карабанова, которую депутаты, организовывавшие круглый стол, попросили "достать"
документ в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Достать не
удалось.
Марина
Озерова