Издатели поделились своими проблемами с отцами города
и во вторник одержали первую крупную победу: правительство столицы поддержало
концепцию “Развития системы распространения периодической печати в городе
Москве”, предложенную Комитетом по телекоммуникациям и СМИ. Никаких
дополнительных ассигнований из бюджета она не потребует. Издатели просили всего
лишь о “разумном протекционизме” со стороны властей.
Уже существующие в столице киоски перепрофилируются (после
чего в них в ущерб прессе начинают торговать алкоголем, пивом и прочей
сомнительной продукцией), а сети распространения скупаются крупными финансовыми
структурами, не имеющими отношения к издательскому бизнесу.
В результате получается, что одни издания
пылятся на прилавках до вечера, а другие с раннего утра с огнем не сыскать. В
первую очередь это касается общественно-политических газет и журналов. Например,
“Московский комсомолец” заканчивается во всех киосках уже в полдень.
По мнению столичного Комитета по телекоммуникациям
и СМИ, число киосков, торгующих периодикой, должно не сокращаться, а расти — из
расчета 1 пункт продажи на 1000 жителей. Чтобы купить газету, москвичам сегодня
приходится ехать к метро (в районах жилой застройки расположено не более 5%
киосков). “Но если обязать архитекторов при проектировании новых районов
закладывать места для торговли периодической печатью, то ситуация изменится”, —
уверен глава комитета Михаил Щербаченко. Эти площадки планируется отдавать не
просто так, а по конкурсу, в условия которого будут внесены ограничения по
ассортименту. Ожидается, что в открытых торгах примут участие в том числе
крупные издатели, заинтересованные в установке фирменных киосков.
Участники заседания также призвали правительство
максимально упростить процедуру установки киосков. Сегодня без прохождения 24
(!) инстанций сделать это невозможно. На весь процесс согласований уходит от 1,5
до 3 лет и минимум 107 тысяч рублей, не считая потраченных нервов. “Впрочем, во
время хождения по кабинетам конечная сумма за счет взяток подтягивается к 10
тысячам долларов за один объект”, — не скрывали выступавшие.
О
деталях грядущего реформирования системы газетной розницы “МК” рассказал глава
Комитета по телекоммуникациям и СМИ Михаил ЩЕРБАЧЕНКО:
— Михаил Львович, главная мера, заявленная в
постановлении, это увеличение сети розничной продажи до определенной
нормы...
— Да, есть норма
для новостроек — 10 м2 площадей торговых точек с печатью на 1000 жителей. На
европейском уровне весьма скромная цифра, но для нас и она прорывная. Главное же
в новом постановлении следующее: утвердить дислокацию ныне существующей сети
киосков. Иными словами, если на перекрестке стоит киоск, торгующий газетами, то
такой киоск должен стоять здесь и впредь. И чтобы никто не мог заменить его на
палатку шаурмы, например. Затем на базе существующей дислокации будем развивать
сеть. Территориальные органы управления дадут свои предложения, назовут цифры —
сколько новых торговых точек надо поставить. Потом на основе этого количества
будем решать, в каких именно районах будут установлены киоски, которые станут
торговать только прессой. Для колбасы там места нет!
Речь идет не о сиюминутной выгоде. Ведь смысл постановления еще и в том, чтобы
поддержать печать, в том числе газеты и журналы социальной значимости. Для этого
потенциальный читатель не должен испытывать затруднений с их покупкой. Конечно,
самая бойкая торговля идет у метро, но мы хотим дать шанс покупать газеты рядом
с домом. Поэтому установка новых киосков будет проводиться на конкурсной
основе.
—
Поясните, пожалуйста.
— Например, хочет
распространитель поставить несколько точек. Пожалуйста, но у города свой интерес
— сбалансированное развитие сети. Поэтому власти говорят: “Хотите сделать 10
точек у метро, а 3 на окраинах? Не выйдет. Ставьте у метро три, а 10 по округе”.
— Надо думать, по условиям конкурса
продавцов обяжут размещать на прилавке ряд социально значимых
изданий?
— Естественно. Сейчас на видное
место распространители в первую очередь выкладывают развлекательные издания —
глянцевые журналы, молодежную и спортивную прессу, кроссворды. Но это не значит,
что люди не нуждаются в серьезных газетах. Просто многие из них до читателя не
доходят. Пусть они лежат на виду на прилавках в обязательном порядке. А уж купят
их или не купят — это дело читателей, никто их принудить приобрести что-то не
может.
— Как постановление будет выполняться
на практике?
— В трехмесячный срок наш комитет,
Департамент потребительского рынка и префектуры должны разработать перспективный
план по развитию сети киосков, а в месячный — план по “ручникам” (торговцам
газетами с рук). Попутно решается вопрос об условиях установки киосков (тех
самых пресловутых 24 инстанциях). Мэр дал поручение новому руководителю
Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаилу
Вышегородцеву разобраться с этим. Москомархитектура должна разработать проект
типовых киосков или торговых модулей для разных районов. Ну а потом, когда их
установят, останется идти и покупать газеты и
журналы.
Елена ЕГОРОВА, Денис
БЕЛИКОВ