ОАО "Союз столичных издателей" учреждено некоммерческим партнерством (НП)
"Союз московских издателей", которое, в свою очередь, было учреждено в феврале
2005 года издательскими домами "Московский комсомолец", "Аргументы и факты",
"Семь дней" и рядом других. НП декларировало своей целью внедрение
цивилизованных правил на рынке распространения: присутствие в сети максимального
количества изданий, бесплатное вхождение в сеть всех новых изданий,
фиксированная цена на издания и так далее.
В распоряжении Ъ оказалось письмо председателя собрания
акционеров Союза столичных издателей Павла Гусева к Юрию
Лужкову с предложением правительству Москвы стать одним из учредителей компании,
а также резолюция мэра на это письмо. Юрий Лужков одобрил вхождение города в
новое ОАО при условии, что доля столичного правительства составит в нем не менее
26%. По словам президента ИД "Семь дней" Дмитрия Бирюкова, в сфере интересов ОАО
- весь цикл распространения, от подписки на издания до розничной торговли
прессой. "Для начала мы рассчитываем выиграть конкурс, который проведет
правительство Москвы на право установки киосков, торгующих прессой", - заявил
он. По мнению господина Бирюкова, участие московского правительства в ОАО должно
ускорить процесс установки киосков. "Сейчас же проходит много времени от выбора
места до установления киоска из-за многочисленных согласований в префектурах",
- поясняет он.
Участники рынка распространения
уверены, что, привлекая в учредители городские власти, ОАО "Союз столичных
издателей" получит преимущество перед другими распространителями. "Участие
городской организации в тендере, проводимом городскими структурами, создаст
заведомо неравные условия конкурса и основания признать конкурсные результаты
недействительными",-- считает гендиректор компании "Тверская, 13" Александр
Костюченко. С ним согласен и председатель правления НП "Распространение прессы"
(в его состав входят распространительские сети "Роспечать", "АиФ", "ДМ-Пресс",
"Логос") Александр Оськин. "Мы обеспокоены, не будет ли в данном случае
административный ресурс использован в целях недобросовестной конкуренции", -
говорит он.
Учредители ОАО обещают работать по правилам, заявленным
Союзом московских издателей. Однако эксперты издательского рынка так же
настороженно относятся к созданию распространительской сети группой издателей.
"Вряд ли московское правительство будет влиять на ассортиментную политику, -
полагает генеральный директор маркетингового агентства "Медиамарк" Константин
Исаков. - Однако условий для равной конкуренции изданий в такой сети быть не
может. Даже если предположить, что из сети не будут специально вытесняться
конкурирующие издания, места в киоске не будет хватать для всех, как и в других,
уже существующих сетях. И в первую очередь там будут представлены издания
учредителей сети".
Впрочем, издатели видят в решении
Юрия Лужкова и позитивные стороны. В первую очередь они считают, что участие
московского правительства в распространительской структуре будет способствовать
появлению в столице дополнительных киосков прессы, которых сейчас в Москве (из расчета
на тысячу
человек) в несколько раз меньше, чем в
городах Западной Европы.
Юлия КУЛИКОВА