Назад

Михаил Лесин: «Дело не в бюджете, дело - в системе»

- Почти год назад вы сказали, что государство должно уйти с медиа-рынка. Процесс уже "пошел"?

- Пока нет. К сожалению, этот масштабный вопрос не может разрешиться очень быстро. Разработана стратегия, она согласовывается всеми заинтересованными сторонами; после того, как она будет согласована, начнется ее реализация. Речь прежде всего идет о полиграфическом комплексе, в определенной степени о радио. У государства сейчас два общероссийских информационных агентства, имеющих собственные сети зарубежных корпунктов. Очевидно, что одно из них надо перепрофилировать. Думаем, как это сделать.

- Можно говорить о том, что СМИ, финансируемые из бюджетов разных уровней, мешают свободной конкуренции?

- Конфликт возникает, когда региональные издания финансируются либо из местных бюджетов, либо через какие-то организации по просьбе местных руководителей. В итоге, действительно, возникает нездоровая конкуренция: такие издания могут занижать свою цену или распространяться бесплатно, а рядом будут лежать коммерческие издания. В меньшей степени это сказывается на рынке центральных СМИ. Федеральные средства массовой информации, конечно, меньше зависят от местных дотируемых изданий и не конкурируют с ними на одном поле. Мы же видим тиражи и "Комсомольской правды", и "Аргументов и фактов". В большей степени такая ситуация сказывается на региональной независимой прессе. Ее выдавливают из поля конкуренции. Почему? Потому что многие читатели, конечно, скорее выбирают бесплатное или откровенно демпингующее издание, нежели то, за которое нужно платить. Государственная позиция как раз заключается в том, чтобы найти формы и способы создать нормальную конкуренцию.

- Каким образом можно это сделать?

- Новый проект закона "О СМИ" предусматривает законодательную основу и определенным образом ее описывает. Посмотрим, как он будет обсуждаться в Думе, но индустрия, во всяком случае, свой вариант предложила. Пока в проекте закона есть специальная статья. Позволю себе ее процитировать: "...не допускается финансирование за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов создания и использования периодических печатных изданий, а также деятельности владельца и/или издателя, за исключением случаев, когда такое финансирование осуществляется: в отношении изданий, являющихся официальным источником опубликования федеральных законов; в отношении изданий, создаваемых органами государственной власти для опубликования нормативных актов, а также документов, относящихся к сфере их деятельности; в отношении изданий культурно-просветительского, научного, образовательного характера, а также предназначенных для детей и инвалидов; в соответствии с законодательством РФ о господдержке районных (городских) газет; в отношении государственных информагентств".

-То есть министерства, ведомства, местные руководители не будут содержать собственные общественно-политические СМИ, предназначенные для широкой публики?

- Любое министерство может иметь ведомственное СМИ. Если это сборник нормативных актов, пояснений, то здесь не может быть никаких ограничений. Если завтра таможня будет иметь журнал под названием "Таможенный вестник", так он не будет ни с кем конкурировать... Примеров же, когда ведомство имеет несколько общежанровых газет, я и сейчас не знаю.

- Но ведь губернаторы имеют целые издательские дома?

- Они имеют право на свое СМИ, но на нем должно быть написано: официальное издание администрации такой-то области или края. И деньги на него должны идти из бюджета, а этот бюджет публично обсуждается и принимается законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. То есть избиратели знают, куда направляются деньги: на зарплаты бюджетникам или на государственные СМИ. Читатель должен знать, чье издание он держит в руках, если его действительно интересует не только кроссворд или астрологический прогноз.

- Сплошь и рядом в регионах финансирование СМИ идет не из бюджета, а через родственные губернатору субъекты.

- К сожалению, это одна из самых сложных проблем. Все уже научились создавать достаточно сложные схемы финансирования. Причем это касается не только СМИ, но и массы других околополитических вещей. Да и журналисты с радостью идут в подобные структуры. Может быть, они и счастливы были бы работать в сильных независимых СМИ, но откуда же им взяться в таком количестве? Вот и получается, как ни странно, что когда платит бюджет, это более здоровая ситуация. А только Министерство печати по закону "О государственной поддержке городских и районных газет" напрямую дотирует 2 тысячи таких изданий на сумму 175 млн рублей в год. Как правило, это газеты, учредителями которых были районные комитеты КПСС, а сейчас -- районные администрации вместе с трудовыми коллективами изданий.

Если нормы новой редакции закона о СМИ сохранятся при прохождении в Госдуме, то в 2004 или 2005 году такие издания должны будут поменять учредителей. А нам надо будет решать: что лучше - сохранить им дотации из федерального бюджета (что, конечно, не является признаком рыночного государства) либо пустить на "вольные хлеба". И тогда с высокой степенью вероятности заставить их идти на поклон к местной власти, которая будет их дотировать через близкие ей коммерческие структуры.

- Можно ли сказать, что лидеры печатной отрасли негативнее всех восприняли поправки к закону "О предвыборных гарантиях", касающиеся СМИ, именно потому, что рынок прессы больше всего насыщен?

- Отчасти, конечно, газетные лидеры были больше других обеспокоены даже не столько поправками, сколько методологией наказания за возможные нарушения. СМИ беспокоятся о том, не ограничат ли их в возможности информировать читателей. Насколько мне известно, сейчас поправки более сбалансированны и согласованны - в том числе с руководителями СМИ. Они уже не кажутся им такими угрожающими. Хотя можно понять и позицию Центризбиркома, который на каждых выборах сталкивается с активнейшим участием - участием, а не освещением! - средств массовой информации в предвыборном процессе, нередко откровенно на стороне конкретных кандидатов.

- Что сейчас происходит с новой редакцией закона "О СМИ"? Обещали, что он будет внесен в Думу уже в мае.

- Законопроект сегодня находится в администрации президента, рассматривается главным правовым управлением. И мы надеемся, что в июне месяце он будет официально внесен в Думу.

"Известия", 02.06.03
www.izvestia.ru

Читайте также

все новости