Как заявил на ежегодной конференции Ассоциации
главных редакторов газет США (ASNE) медиамагнат Руперт Мердок, пока менеджеры
газетного бизнеса «сидели и смотрели», ситуация на рынке серьезно изменилась –
настолько, что сам Мердок назвал себя «цифровым иммигрантом».
Накануне Мердок, по его словам, поставил
перед возглавляемым им медиахолдингом News Corporation задачу сократить выпуск
бумажных газет и увеличить долю интернет-СМИ. В холдинг News Corporation входят
несколько популярных изданий разных стран, в том числе американская "New York
Post", британские "The Times", "Daily Telegraph", а также телеканалы Sky News,
National Geographic, кинокомпания XX-th Century Fox.
Не все печатные СМИ разделяют пессимизм Мердока.
Недавно американская газета "Los Angeles Times" сообщила о своем намерении
повысить тираж, который в прошлом году уменьшился на 5,6%. Руководство издания
планирует потратить на это $10 млн.
Эксперты сходятся на том,
что скорее всего это будет пустая трата денег, и если тиражи и повысятся, то
несущественно. По мнению аналитиков, уменьшение тиражей – часть тенденции к
снижению газетного рынка в целом. Это явление сегодня наблюдается во всех
развитых странах. За последние годы существенно снизились тиражи ежедневных и
еженедельных газет и журналов, особенно тех, что не имеют четкой специализации.
С приходом сети в каждый дом значительная доля аудитории переместилось к экранам
компьтеров.
Некоторые издания пытаются вернуть былую популярность:
британская "Financial Times" собирается выпускать уменьшенную дневную версию
газеты, чтобы привлечь внимание к основному изданию и увеличить продажи. У новой газеты
формата А4 будет целевая аудитория: издание предполагается ежедневно распространять в
офисах ведущих британских компаний, самолетах и гостиницах. Газету, в которой будет содержаться
некоторое количество рекламы, предполагается также выпускать и в электронном виде.
По замыслу FT, благодаря этим мерам увеличится число подписчиков утреннего издания
и сайта, значительная часть материалов которого – платная. FT стремится вновь стать
прибыльной после двух лет убытков.
Российским бумажным СМИ пока беспокоиться рано. Рынок ежедневных печатных СМИ и объем их аудитории достаточно стабильны. Издатели ежедневных газет не заявляют о понижении тиражей, а тиражи некоторых изданий, например, «Комсомольской правды», даже растут.
В то же время аудитория электронных ежедневных
СМИ быстро растет и в России.
Так, созданный относительно недавно сайт «Ведомостей» в последнем полугодии
посетило около 31 тыс. человек, что почти в два раза больше, чем в предыдущие
полгода. Правда, «сравнивать увеличение интернет-аудитории и динамику тиражей
печатных СМИ по-прежнему очень сложно, так как тиражи указываются самими
изданиями, и на сто процентов нельзя быть уверенными, что приведенные данные
полностью соответствуют действительности», – сообщает аналитик
исследовательского агентства рынка и СМИ «Комкон» Светлана Костырко.
Интернет-сайты, не имеющие печатных аналогов, имеют гораздо большую аудиторию, чем сайты, у которых есть бумажные копии. Самый популярный сайт – не дублируемый на бумаге www.rbc.ru – вчера, например, посетило 309 тыс.человек. Самый рейтинговый сайт печатного издания, а это «Комсомольская правда», за этот же день посетило под 100 тыс. человек.
Согласно последнему отчету фонда «Общественное мнение», зимой 2005 года
количество пользователей интернета в России увеличилось до 17,6 млн человек, что
составляет 16% взрослого населения страны. В столице число пользователей
интернета достигло рекордных 41%, что в абсолютных числах составляет 3,6 млн
человек, 46% из которых выходят в сеть каждый день.
Елена
ТИТОВА