Событие года. Телевидение.
Включив телевизор, не увидеть реалити-шоу? Вряд ли такоемогло случиться в 2003 году. Если раньше проекты, рассказывающие о жизни простых людей в непростых условиях, да еще и под присмотром видеокамер в реальном режиме, конечно, были представлены на отечественном телевидении,но пересчитать их можно было по пальцам одной руки, то вминувшем году ситуация картинально изменилась.
Проекты, посвященные жизни на необитаемом острове, становлению звезд шоу-бизнеса, голоданию в условиях незнакомого города стали таким же обязательным атрибутом телевидения как программа "Спокойной ночи, малыши". При этом значительно улучшились не только количественные,но и качественные показатели реалити-шоу. Героями их стали звезды отечественного шоу-бизнеса, а их герои, в свою очередь, превратились в звезд шоу-бизнеса. Более того - из проектов сугубо телевизионных, как в случае с "Фабрикой звезд", некоторые, на радость многочисленныхпоклонников, успешно трансформировались и в проекты музыкальные, пустившиеся в самостоятельное плавание.
Герой года. Телевидение.
Пожалуй, ни один канал не представил своим телезрителямстолько проектов, сколько сделал это Первый. Здесь и "Последний герой", и "Фабрика звезд", и всевозможные телесериалы, и конкурсы вроде "Золотого грамофона". Поэтому было бы несправедливо не отметить человека, благодаря которому Первый канал и предложил столь насыщенную программу - то есть Константина Эрнста.
Другим героем телевизионного сезона 2003 года стал Леонид Парфенов. "Намедни" - эталон для подражания для десятков отечественных тележурналистов и просто одна из самых популярных аналитических еженедельных программ; формат спродюсированной Парфеновым "Страны и мира" свеж и интересен, а сам он - несомненно, самый модный (во всех смыслах этого слова) телевизионный персонаж.
Антисобытие года. Телевидение.
Как известно, средства массовой информации - четвертаявласть, и телевидение в этом смысле важнешнее из СМИ. Именно оно во многом формирует общественное мнение. Кроме того, телевидение - очень хороший бизнес, доходы от рекламы составляюи сотни миллионов долларов. Все это, подчас, провоцирует различные конфликты вокруг телевидения.
В 2003 инструментом решения отдельных вопросов стала премия ТЭФИ, ставшая самым большим скандалом телевизионного года. Откровенная благосклонность членов жюри к продуктам одних телеканалов и незаслуженное игнорирование продуктов других (а затем еще и переголосование) стали очевидными не только для телевизионщиков, но и для рядовых зрителей. Как следствие - дискредитирована сама идея телевизионной премии, ставшей жертвой интересов отдельных лиц и компаний.
Герой года. Печатные СМИ.
2003 год стал одним из самых успешных в карьере Рафа Шакирова. В прошлом - журналист, много сделавший для "Коммерсанта", в недавшем прошлом - профессионал, раскрутивший газету "Газета", в минувшем году он стал главным редактором самого массового, народного, популярного и влиятельного издания - газеты "Известия". Очевидно, что "Известия" - издание с многодесятилетней историей - будут серьезно реформированы - и в этом молодому, энергичному и опытному организатору Шакирову,пожалуй, нет равных.
Медиа-общественность России с нетерпением ожидает результаты этой реформы. Но они будут предъявлены читающей общественности уже в следующем, 2004 году.
Провал года. Печатные СМИ .
В середине 2003 года отечественный медиа-рынок потрясскандал вокруг закрытия газеты "Консерватор". За несколько месяцев до этого события молодой бизнесмен Вячеслав Лейбман решил издавать газету консервативной направленности. Набрал людей, которые, по его мнению, могли справиться с такой непростой задачей. Потом поменял этих людей на других, сменилась и концепция издания. Впрочем, и после этого желаемого результата достичь не удалось. Тут еще о обозначился конфликт между самим Лейбманом - с одной стороны, и частью редакционного коллектива - с другой. Конфликт стал публичным, в силу того, что с Лейбманом не сошлись во мнениях люди достаточно известные и имеющие вес в медиа (среди них была, например, писательница Татьяна Толстая).Итог неутешителен - "Консерватор" прекратил существование как газета, а Вячеслав Лейбман, очевидно, как издатель.
Интернет-проекты года.
В 2003 году российский интернет окончательно и, надо думать, бесповоротно, стал нормальным, традиционным бизнесом. Задача которого - приносить прибыль. И прибыль интернет-проекты своим владельцам приносят. Ежемесячные обороты ведущих игроков - порталов Яндекс, Рамблер, Mail.Ru - превышают 200 тысяч долларов, стабильную прибыль получают игроки поменьше, активно продают рекламные и PR-ресурсы интернет-СМИ, растет рынок e-commerce. Сегодня уже совершенно очевидны и масштабы интернет-рынка (относительно небольшие), и его функциональныевозможности, и его перспективы. Интернет стал "традиционным", как доказательство этому, выход в этом году в эфир сразу двух телеканалов "от интернета" - Рамблер ТВ и РБК ТВ.