Назад

МАП раздал штрафы. Алкоголь приравняют к порнографии. Gucci разместила в Британии скандальную рекламу

МАП раздал штрафы

Вчера МАП наложил очередной штраф за рекламу крепких алкогольных напитков. На этот раз закон "О рекламе" нарушил журнал "Лиза": в одном из номеров за 2002 год была размещена реклама сладкой настойки "Клюквенная" крепостью более 15%. На издателя журнала,ЗАО "Издательский дом 'Бурда'", наложен штраф в размере 400 МРОТ (40 тыс. руб.). А несколько дней назад за аналогичные нарушения были оштрафованы журналы Geo и Gala издательского дома"Грунер + Яр".

Алкоголь приравняют к порнографии

Вчера Министерство по антимонопольной политике (МАП) объявило о начале сотрудничества с Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. МАП намерен оперативно информировать своих коллег о каждом случае нарушения рекламного законодательства в СМИ. Минпечати, в свою очередь, обещает не менее оперативно реагировать на эту информацию: сначала выносить нарушителям предупреждения, а потом лишать их лицензии.

До последнего времени МАП и Минпечати почти не согласовывали свои действия в борьбе с нарушениями закона "О рекламе". Теоретически Минпечати должно отслеживать нарушителей и сообщать о них в МАП. Антимонопольное ведомство их штрафует (см. справку) и информирует об этом Минпечати. И только после этого Минпечати может само применить санкции – вынести предупреждение или отозвать лицензию. Понятно, что на практике столь запутанная схема практически не действовала.

Теперь ведомства решили существенно упростить цепочку: МАП выслеживает нарушителей, штрафует их и оперативно сообщает об этом в Минпечати, которое уже поступает на свое усмотрение. "Основным условием получения свидетельства о регистрации и лицензии является соответствие СМИ регистрационным и лицензионным требованиям, то есть соблюдение законодательных актов. Нарушение какого-либо закона, в частности закона "О рекламе", означает, что СМИ эти требования не выполнило,– сообщили Ъ в пресс-центре Минпечати.– Благодаря обмену информацией с МАПом система
контроля начнет действовать гораздо быстрее и оперативнее, что позволит нашему министерству принимать более действенные меры к нарушителям законодательства".

По сведениям Ъ, объединить усилия двух министерств предложил МАП, который намерен таким образом бороться с рекламой крепких спиртных напитков (содержание алкоголя свыше 15%). МАП регулярно штрафует печатные издания за размещение такой рекламы. Однако количество спиртного на страницах газет и журналов от этого не уменьшается: пресса просто включает сумму штрафа, которая обычно не превышает $2-3 тыс., в счет, предъявляемый рекламодателю, и продолжает рекламировать алкоголь.

Вступление в эту позиционную войну Минпечати способно коренным образом изменить ситуацию. "Очевидно, что по сравнению со штрафами угроза получения предупреждений и в перспективе приостановка действия свидетельства о регистрации – мера гораздо более эффективная", – говорит генеральный директор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин.

Обнаружив то или иное нарушение, Минпечати сначала выносит предписание по факту нарушения, в котором просит провинившееся СМИ устранить нарушение в определенный срок. Следующая мера – предупреждение. Чтобы приостановить деятельность печатного СМИ, достаточно двух предупреждений, электронного СМИ – одного. До сих пор основную массу предписаний и предупреждений Минпечати выносило по четвертой статье закона "О СМИ" – "Недопустимое злоупотребление свободой массовой информации". Сюда входят: разглашение государственной тайны; призыв к захвату власти, изменению конституционного строя; пропаганда войны; разжигание классовой, социальной и национальной розни; распространение передач, пропагандирующих порнографию.

Участники рынка подозревают, что совместные действия двух министерств пролоббированы производителями водки. "Мне кажется, объединение усилий МАПа и Минпечати в борьбе с рекламой крепкого алкоголя можно считать достижением водочного лобби: они крайне не заинтересованы в росте конкуренции на российском рынке крепкого алкоголя и выходе на него новых марок", – считает глава издательского дома АФС Виктор Шкулев.

Санкциям со стороны Минпечати может подвергнуться практически каждое российское издание. "Размещением рекламы крепкого алкоголя время от времени грешат почти все СМИ", – говорят в отделе контроля соблюдения законодательства о рекламе МАПа. С начала этого года министерство уже оштрафовало издательские дома "Бурда", "Грунер + Яр", журнал "Деловые люди". Однако лидирует по количеству разбирательств с МАПом издательский
дом АФС, который еще с прошлого года пытается доказать в суде, что министерство не имеет права штрафовать глянцевые журналы за рекламу крепкого спиртного.

Gucci разместила в Британии скандальную рекламу

Вчера британские органы контроля за качеством рекламы (ASA) одобрили размещение неоднозначной рекламы компании Gucci в британских журналах моды. На рекламе изображена женщина в распахнутом легком шелковом кимоно и трусиках, которые она слегка оттягивает вниз, чтобы были видны волосы на лобке, выстриженные в форме буквы G – начальной буквы названия компании. Перед женщиной на коленях стоит мужчина и рассматривает эту букву. Сама компания Gucci считает, что этот образ напрямую "связан с нашей действительностью, когда сексуальные роли мужчины и женщины меняются". 16 разгневанных представителей общественности обратились в ASA с жалобой на непристойность рекламы. Однако ASA, известная своим более жестким контролем за качеством рекламы по сравнению с аналогичными органами других стран Европы, решила, что реклама нацелена на взрослых читателей модных журналов и их ни в коей мере не оскорбляет. "Этот образ скорее интимный, чем агрессивный, хотя некоторые читатели могут посчитать его безвкусным, и он вряд ли может нанести серьезный вред",– говорится в заключении ASA.

Тимур Бордюг, Алена Миклашевская
газета "КоммерсантЪ", № 34 (2637)
www.kommersant.ru

Читайте также

все новости