Алкоголь приравняют к порнографии
Вчера
Министерство по антимонопольной политике (МАП) объявило о начале сотрудничества
с Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций. МАП намерен оперативно информировать своих коллег о каждом случае
нарушения рекламного законодательства в СМИ. Минпечати, в свою очередь, обещает
не менее оперативно реагировать на эту информацию: сначала выносить нарушителям
предупреждения, а потом лишать их лицензии.
До последнего времени МАП и Минпечати почти не согласовывали
свои действия в борьбе с нарушениями закона "О рекламе". Теоретически Минпечати
должно отслеживать нарушителей и сообщать о них в МАП. Антимонопольное ведомство
их штрафует (см. справку) и информирует об этом Минпечати. И только после этого
Минпечати может само применить санкции – вынести предупреждение или отозвать
лицензию. Понятно, что на практике столь запутанная схема практически не
действовала.
Теперь ведомства
решили существенно упростить цепочку: МАП выслеживает нарушителей, штрафует их и
оперативно сообщает об этом в Минпечати, которое уже поступает на свое
усмотрение. "Основным условием получения свидетельства о регистрации и лицензии
является соответствие СМИ регистрационным и лицензионным требованиям, то есть
соблюдение законодательных актов. Нарушение какого-либо закона, в частности
закона "О рекламе", означает, что СМИ эти требования не выполнило,– сообщили Ъ в
пресс-центре Минпечати.– Благодаря обмену информацией с МАПом система
контроля начнет действовать гораздо быстрее и оперативнее,
что позволит нашему министерству принимать более действенные меры к нарушителям
законодательства".
По сведениям
Ъ, объединить усилия двух министерств предложил МАП, который намерен таким
образом бороться с рекламой крепких спиртных напитков (содержание алкоголя свыше
15%). МАП регулярно штрафует печатные издания за размещение такой рекламы.
Однако количество спиртного на страницах газет и журналов от этого не
уменьшается: пресса просто включает сумму штрафа, которая обычно не превышает
$2-3 тыс., в счет, предъявляемый рекламодателю, и продолжает рекламировать алкоголь.
Вступление в эту позиционную
войну Минпечати способно коренным образом изменить ситуацию. "Очевидно,
что по сравнению со штрафами угроза получения предупреждений и в перспективе
приостановка действия свидетельства о регистрации – мера гораздо более
эффективная", – говорит генеральный директор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин.
Обнаружив то или
иное нарушение, Минпечати сначала выносит предписание по факту нарушения, в
котором просит провинившееся СМИ устранить нарушение в определенный срок.
Следующая мера – предупреждение. Чтобы приостановить деятельность печатного СМИ,
достаточно двух предупреждений, электронного СМИ – одного. До сих пор основную
массу предписаний и предупреждений Минпечати выносило по четвертой статье закона
"О СМИ" – "Недопустимое злоупотребление свободой
массовой информации". Сюда входят: разглашение государственной тайны; призыв к
захвату власти, изменению конституционного строя; пропаганда войны; разжигание
классовой, социальной и национальной розни; распространение
передач, пропагандирующих порнографию.
Участники рынка подозревают, что совместные действия двух
министерств пролоббированы производителями водки. "Мне кажется, объединение
усилий МАПа и Минпечати в борьбе с рекламой крепкого алкоголя можно считать
достижением водочного лобби: они крайне не заинтересованы в росте конкуренции на
российском рынке крепкого алкоголя и выходе на него новых марок", – считает глава издательского дома АФС Виктор
Шкулев.
Санкциям со стороны Минпечати может подвергнуться практически
каждое российское издание. "Размещением рекламы крепкого алкоголя время
от времени грешат почти все СМИ", – говорят в отделе контроля соблюдения
законодательства о рекламе МАПа. С начала этого года министерство уже
оштрафовало издательские дома "Бурда", "Грунер + Яр", журнал "Деловые люди".
Однако лидирует по количеству разбирательств с МАПом издательский
дом АФС, который еще с прошлого года пытается доказать в
суде, что министерство не имеет права штрафовать глянцевые журналы за рекламу крепкого спиртного.
Gucci разместила в Британии скандальную рекламу
Вчера
британские органы контроля за качеством рекламы (ASA) одобрили размещение
неоднозначной рекламы компании Gucci в британских журналах моды. На рекламе
изображена женщина в распахнутом легком шелковом кимоно и трусиках, которые она
слегка оттягивает вниз, чтобы были видны волосы на лобке, выстриженные в форме
буквы G – начальной буквы названия компании. Перед женщиной на коленях стоит
мужчина и рассматривает эту букву. Сама компания Gucci считает, что этот образ
напрямую "связан с нашей действительностью, когда сексуальные роли мужчины и
женщины меняются". 16 разгневанных представителей общественности обратились в
ASA с жалобой на непристойность рекламы. Однако ASA, известная своим более
жестким контролем за качеством рекламы по сравнению с аналогичными органами
других стран Европы, решила, что реклама нацелена на взрослых читателей модных
журналов и их ни в коей мере не оскорбляет. "Этот образ скорее интимный, чем
агрессивный, хотя некоторые читатели могут посчитать его безвкусным, и он вряд
ли может нанести серьезный вред",– говорится в заключении ASA.
Тимур
Бордюг, Алена Миклашевская
газета "КоммерсантЪ", № 34 (2637)
www.kommersant.ru