Одни из главных виновников происходящего — недобросовестные журналисты, считает премьер-министр Михаил Фрадков. Он убежден, что СМИ “навязывают негатив”, который сейчас “захлестывает телевидение и печатные издания”. “Надо проанализировать… что это — провокация?” — возмущался премьер. Журналисты должны уделять больше внимания позитивной информации, соглашается с начальником министр культуры Александр Соколов. “В российских СМИ недостаточное количество позитива, который в жизни есть, а СМИ его не замечают. Уже на каналах телевидения этого стало больше за последние полгода, но все равно это мизер”, — заявил он. Но особое возмущение министра вызвал Интернет, который он назвал “стоглавой гидрой, которая выходит из-под контроля”, и “помойкой”.
Не все головы у этой гидры ядовитые, возражает заместитель гендиректора интернет-холдинга Rambler Иван Засурский. “Мы работаем над базой данных по всем чиновникам России вместе с РИА "Новости", чтобы сделать правительство прозрачнее”, — говорит он.
Участники рынка СМИ удивлены претензиями в свой адрес. Президент телеканала Ren TV Ирэна Лесневская и гендиректор и шеф-редактор ИД “Коммерсантъ” Андрей Васильев заявили “Ведомостям”, что были бы только рады размещать больше позитивных сюжетов — если для них будут информационные поводы. “Я бы хотела с утра до вечера показывать наши успехи во всем, но выискивать бриллианты в навозе нелегко”, — посетовала Лесневская.
Предложенная Соколовым программа развития культуры и массовых коммуникаций не нашла поддержки у членов кабинета. Выслушав доклад коллеги, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу признался, что так и не смог понять, что же предлагается делать. “Мы, в конце концов, правительство, а не филармония”, — недоумевал Шойгу.
В итоге Фрадков поручил Минкульту доработать программу до 1 июня 2005 г., пожелав организовать работу с учетом настроений в обществе. “Если не брать в расчет алкоголиков и люмпенов, то у людей есть свои представления о жизни, эти настроения нужно учитывать”, — напутствовал Соколова премьер.
Как Министерство культуры собирается решать поставленную задачу и повышать позитив, вчера выяснить не удалось. Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский отказался обсуждать эту тему, а Соколов был недоступен для комментариев. Впрочем, он сразу дал понять, что с “конкретикой” будут проблемы, поскольку влияние государства на СМИ — “тончайший вопрос”, а “любой зажим, любая директивная информация” будет воспринята как попытка зажима свободы слова, посетовал министр. Три месяца назад он пообещал закрыть юмористическую программу “Аншлаг” на государственном телеканале РТР, но она выходит и по сей день.
Решить поставленную правительством задачу правовыми
методами едва ли возможно, констатируют эксперты. “Правовыми методами невозможно
закрывать даже очень плохие программы или контролировать Интернет”, —
убежден директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер. По его
мнению, бороться с низкопробными сюжетами можно только созданием благоприятных
условий для СМИ или конкретных программ, которые повышают культурный уровень
россиян. “Менять надо не законодательство о СМИ, а экономические законы,
например предоставляя налоговые льготы детским или образовательным СМИ”, —
считает он. Не видит законодательных возможностей для ограничения “пошлости и
бездарности” и депутат Оксана Дмитриева. “Для кого-то и драка мушкетеров на
экране может показаться сценой насилия”, — убеждена
она.
Светлана Иванова