- Михаил Михайлович! Хотелось бы узнать Ваш прогноз в отношении средств
массово информации на ближайшие пять лет?
- На мой взгляд, картина
будет примерно такой же, как сейчас. Количество СМИ немного увеличится, причем,
как и сейчас примерно треть из них будет существовать только на бумаге, в виде
регистрации. Уверен, что успешно и динамично будут развиваться интернет, радио,
кабельное телевидение. Печатные СМИ будут активно развиваться в регионах.
Убежден, что будут сформированы общероссийские медийные холдинги, стоит ожидать
активного прихода зарубежного, в основном западного, капитала.
- Влиятельность СМИ повысится?
- Это будет зависеть от
настроения в обществе. Если будет нарастать погруженность в свои проблемы,
проблемы семьи (что, кстати, абсолютно нормально), то влиятельность СМИ на умы
не будет нарастать. Если же мы быстро пройдем эту стадию и осознаем, что личное
благополучие зависит от ситуации в стране, тогда возникнет нарастающий интерес у
общероссийским проблемам, к пониманию своей роли в мире.
-
Взаимоотношения власти и региональных СМИ. Как известно между оппозиционными
средствами массовой информации и администрациями различных уровней очень часто
бывают конфликты. Ваш прогноз на дальнейшее развитие этих взаимоотношений.
- Число конфликтов будет возрастать. Региональные СМИ будут
стараться задавить, задушить, приструнить, построить, журналисты будут
отбиваться и отвечать. Это постоянный процесс. Но учитывая, что СМИ более
изобретательны, они выживут.
- Что будет, если в регионе закроется
последнее оппозиционное СМИ?
- Неизбежно появится другое. В
российском обществе есть потребность в альтернативной точке зрения, потому
оппозиционные СМИ будут обязательно.
- Выборы в заксобрание
Владимирской области, состоявшиеся 20 марта, показали, что подавляющее
большинство населения апатично. В связи с этим возникает вопрос о роли СМИ.
- СМИ должны информировать. Вопрос - о чем и для кого. Правильный
ответ на эти два вопроса - ключ к успеху любого издания. Если у тебя есть
целевая аудитория, то тебя будут читать.
- Во Владимирской области,
где проживает более миллиона человек, самый большой тираж
общественно-политической газеты - около 10 тысяч. Следовательно, народ
аполитичен.
- А что в этом плохого. Ситуация отражает
действительность.
- Существует мнение, что народ не участвующий в
политике, это народ без будущего и без истории. Вы согласны с этим?
-
Нет, не согласен. Человек стремится к некой стабильности. Известный принцип
Чан Кайши: "В юности почти каждый коммунист, в старости почти каждый
консерватор". В молодости человек хочет изменить весь мир и Че Гевара
по-прежнему популярен. Потом идут заботы о семье, затем - о вечном. Аналогичная
ситуация и в обществе: мы хотели все изменить, сломали систему, сейчас идет
процесс освоения завоеванного, приспособления. Ломка тяжелейшая. Многие не
смогли приспособиться. В настоящее время повышено внимание к своим личным
проблемам, где политика оказывается на периферии. Это объективный процесс. И в
этом не власть виновата. В 1991 году мы раскрепостили индивидуальное "я", то,
что коммунисты из нас 70 лет истребляли. Мы с ужасом обнаружили, что "я"
направлено не на созидание, а на воровство, грабеж, бандитизм, махинации. Сейчас
каждый стал задумываться, что делать с индивидуальным "я". Каждый выбирает:
торговать или вернуться в НИИ, уехать в Европу или остаться в России, поменять
Москву на деревеньку под Суздалем. Политика - удел тех, кто смотрит на несколько
шагов вперед. И это тоже нормально.
- Рынок СМИ, по Вашему мнению,
ждет жесткая сегментация. Это будет связано с формированием гражданского
общества?
- В том числе. Но это не значит, что "зеленые" будут
читать только о животных, а политически активные только о политике. Они будут
читать об огороде, и об изобретениях, о здоровье. Перекрещивание аудиторий
неизбежно. Главное, чтобы потребителю было интересно. СМИ, как и любой бизнес,
нуждается в постоянном развитии. Иначе - гибель. Пример - конструкторы "Лего":
ряд стратегических ошибок, застой, затяжной кризис.