«Сегодня в течение дня мы подпишем первый документ, который позволит начать сделку, открыть юридический процесс», – сообщил «Газете.Ru» гендиректор ИД «Секрет фирмы» Александр Локтев. По его предположениям, процесс оформления документов займет от трех недель до месяца, поскольку «Бизнес» «растворен в ИД «Секрет фирмы», и необходимо будет ее выделить в отдельную юридическую структуру, перевести туда все службы, которые занимаются производством газеты».
Слухи о продаже «Бизнеса» ИД «Родионова» ходили по рынку уже несколько
месяцев и теперь нашли подтверждение. Впрочем, глава ИД «Родионова» Алексей
Волин пока старается не говорить об этой сделке подробно, ссылаясь на то, что
она не завершена.
Тем не менее, по его словам, на этом интерес его ИД к
медиаактивам «Секрета фирмы» не исчерпан. «Мы по-прежнему заинтересованы в
покупке «Газеты.Ru», – заявил он. – Но пока ИД «Секрет фирмы» отказался ее
продавать».
По словам руководства «Секрета фирмы», возможность продажи «Газеты.Ru» ими не
рассматривается. Более того, Александр Локтев утверждает, что именно
приобретение «Газеты.Ru» стало причиной продажи «Бизнеса». «Когда создавался ИД
«Секрет фирмы», мы не предполагали, что через какое-то время случится такая
удача и нам посчастливится приобрести «Газету.Ru», – поясняет он. – Поэтому и
была запущена газета «Бизнес»».
«Но после приобретения «Газеты.Ru» встал
вопрос о том, что в ИД две ежедневные газеты разного профиля с большими
структурами, поэтому необходимо как-то оптимизировать бизнес».
Долгое время на рынке ходили слухи, что «Газета.Ru» и «Бизнес» будет работать по принципу объединенной редакции, но, по словам Александра Локтева, «в силу разнонаправленности изданий точек соприкосновения оказалось не так много». Он утверждает, что как раз в этот момент ИД «Родионова» предложил купить «Бизнес». «Мы не ходили по рынку с предложением купить у нас газету «Бизнес», – говорит гендиректор ИД «Секрет фирмы». – Покупатель пришел к нам сам. Предложенная цена была более чем адекватна, и в той ситуации нас это предложение устроило».
Сумму сделки ни одна из сторон не называет. «У любого бизнеса есть цена, за
которую владелец с легкостью откажется от каких-то перспектив», – говорит
Александр Локтев.
«За газету «Бизнес» нам предложили те деньги, которые
мы считаем вполне соответствующими тому состоянию, в котором мы готовы от газеты
отказаться».
По оценкам экспертов, сумма сделки могла составить от $10 млн до $20 млн. «Изначально речь шла о том, что ИД «Родионова» купит весь ИД «Секрет фирмы», и тогда – если бы покупали оптом – активы были бы, конечно, дешевле, – считает начальник аналитического отдела компании Media Line Николай Немчинов. – Цена газеты «Бизнес» в отдельности составляет, скорее всего, от $10 млн, но точно меньше $20 млн».
По мнению эксперта, у издания есть несколько проблем: и аудитория, и большой
процент возвратов. «Изданию не хватает грамотного маркетинга и рекламного
бюджета, хотя по содержанию газета «Бизнес» – это перспективный проект», –
говорит он. По мнению Александра Немчинова, эти проблемы сможет решить ИД
«Родинова», и это позволит новому владельцу сделать хороший продукт. С его
мнением согласен и аналитик компании «Комкон» Андрей Слепченко. «Первичное
позиционирование было на средний и малый бизнес, но у читателей такой категории
нет сформировавшейся потребности читать такую прессу регулярно», – сказал он
«Газете.Ru».
«Газета выстрелила из пушки по воробьям. Тянуть проект с
небольшим рейтингом и возвратом инвестиций долго и тяжело, так что можно продать
тому, кто хочет этим заниматься».
ИД «Родионова» славится тем, что имеет много ресурсов для реанимирования изданий, отмечает эксперт. «Переход газеты в другой ИД станет знаковым для нее: очевидно, что в этой нише она не имеет того потенциала, который могла бы», – считает Андрей Слепченко.
Между тем оба участника сделки планируют в будущем укрепить свои позиции в
интернете. «Мы от своих планов в области интернета не отказываемся», – сказал
Алексей Волин.
«Нам нужен продукт типа «Газеты.Ru», и он у нас будет тем
или иным способом».
Алексей Волин даже не исключает создание нового интернет-издания. Александр
Локтев также подчеркивает приоритетность интернета как направления развития
бизнеса. «Те деньги, которые мы получаем от продажи газеты «Бизнес», мы
предполагаем вкладывать в первую очередь в развитие «Газеты.Ru»: в рекламу,
увеличение штатного расписания (в первую очередь в деловом блоке)», – рассказал
он. Кроме того, на вырученные деньги весной планируется запуск нескольких новых
проектов «на стыке печатных изданий и интернета». О подробностях проектов
Александр Локтев пока говорить отказался. «Таким образом, мы продаем газету
«Бизнес», чтобы разгрузить структуру ИД и чтобы получить деньги на
инвестирование в новые проекты, которые более краткосрочны с точки зрения
окупаемости, – говорит он. – Мы планируем, что в следующем году ИД выйдет на
операционную прибыль, поскольку до сих пор основной убыток ИД генерировала
именно газета «Бизнес», ведь печатная ежедневная газета – это дорогой
механизм».
Анна Дорофеева, Алина Ребель