Вчера
полиграфический комплекс «Пушкинская площадь» объявил о расширении
производственных мощностей - более чем за $70 млн. типография устанавливает две
новые машины для печати глянцевых журналов. С помощью нового оборудования
комплекс вполне способен составить конкуренцию типографии «Алмаз-Пресс» - нынешнему лидеру в
журнальном сегменте полиграфического рынка. Руководство «Пушкинской площади» рассчитывает вернуть
многих печатающихся за рубежом издателей в Россию. Издатели говорят, что многое
будет зависеть от качества печати и цен на нее.
Первая
очередь ОАО «Полиграфический
комплекс «Пушкинская площадь» была
запущена осенью 2003 года. Сейчас типография печатает цветные приложения к
газетам «Ведомости», «The Moscow
Times», «Известия», журналы
«Newsweek», «Ваш досуг», «Еженедельный журнал», «What Hi Fi» и
несколько других изданий. Основным акционером «Пушкинской площади» является
правительство Москвы, которому принадлежит 82,8% акций.
Как
сообщили Ъ в руководстве «Пушкинской площади», сейчас компания
готовится к запуску второй очереди типографии - установке двух машин Heidelberg
Sunday 4000, предназначенных для печати еженедельных и ежемесячных глянцевых
журналов. Сейчас подготовлен цех, в июне начнется монтаж первой машины, в начале
осени - второй. «Необходимые
инвестиции в покупку, доставку, установку машин, допечатное и послепечатное
оборудование и создание соответствующей инфраструктуры составили около $70 млн,-
говорит заместитель гендиректора комплекса Андрей Сулейков.- Эти средства мы
рассчитываем окупить за пять-шесть лет». Сами машины, по данным Ъ, стоили около
$35 млн. По словам вице-президента Гильдии издателей периодической печати Марины
Переверзевой, «это самые масштабные
инвестиции в журнальную печать в обозримом прошлом».
Запуск
нового оборудования сразу выдвинет «Пушкинскую площадь» в лидеры
полиграфического рынка России. По словам господина Сулейкова, имеющуюся сегодня
долю рынка примерно в 10% компания планирует увеличить более чем в два раза. При
удачном раскладе по объему заказов «Пушкинская площадь» почти догонит лидера
рынка - типографию «Алмаз-Пресс»,
доля которой оценивается примерно в 30%. В самом «Алмаз-Прессе» к такой перспективе
относятся спокойно. «Конечно,
конкуренция усилится, но мы говорили с представителями «Пушкинской площади» и пришли к выводу,
что наша задача - конкурировать не друг с другом, а с типографиями Польши и
Финляндии»,- отмечает директор по маркетингу «Алмаз-Пресс» Максим Рачков. Намерение
получить заказы от издателей, работающих сейчас с зарубежными полиграфистами,
подтверждают и в типографии «Пушкинская площадь».
Сами
издатели вернуться готовы. «Такое
предложение действительно интересно, но, естественно, от российских типографий
нужно качество, отвечающее мировым стандартам, цены, аналогичные ценам в финских
и польских компаниях, а также цены на бумагу на уровне мировых»,- говорит
председатель совета директоров ИД АФС Виктор Шкулев. Выгоды же издателей при
печати в российских типографиях очевидны. «Сейчас перед большинством журналов,
особенно перед еженедельниками (именно на них будет специализироваться «Пушкинская площадь».-Ъ), остро стоит
задача увеличить время нахождения в сетях продаж,- говорит глава агентства «Медиамарк» Константин Исаков.- Работа с
той же «Пушкинской площадью»
позволит сильно экономить время - для еженедельников до двух дней. Эти два дня -
огромное конкурентное преимущество». Кроме того, изготовление журналов в России
позволяет избежать затрат и рисков, связанных с доставкой и растаможкой
продукции.
Правда,
остается открытым вопрос о стоимости услуг российских типографий - из-за
таможенных пошлин на ввоз качественной журнальной бумаги (которая в России
практически не производится) печатать журналы в отечественных типографиях пока
дороже, чем в иностранных. Однако на последних парламентских слушаниях по
полиграфическому рынку комитет Госдумы по СМИ пообещал эти пошлины в ближайшее
время отменить. Поэтому многие российские полиграфисты готовятся сейчас к ввозу
нового оборудования. По оценке Марины Переверзевой, импорт полиграфического
оборудования в Россию и страны СНГ в 2004 году составит около $200 млн, порядка
70% из которых придется на машины для производства журналов, каталогов и
рекламной продукции.
Константин
ВОРОНЦОВ