ЗАО "Журнал "Эксперт" включает сам журнал с группой приложений, региональные
подразделения "Северо-Запад", "Урал", "Сибирь", "Казахстан" (в них "Эксперту"
принадлежат контрольные пакеты), рейтинговое агентство. По данным TNS Gallup
Media, средняя аудитория одного номера журнала в России в марте--июле 2004 года
составляла около 263 тыс. человек. 41,5% акций ЗАО принадлежит одному из
крупнейших российских медиахолдингов "Проф Медиа". Остальные акции распределены
между 18 сотрудниками редакции.
На протяжении последнего года руководители "Проф Медиа" неоднократно заявляли о
намерении что-то сделать с "Экспертом": либо путем покупки акций получить
контроль над журналом, либо продать свой пакет акций. По информации на рынке,
несмотря на внушительную долю в капитале компании, "Проф Медиа" фактически не
имел возможности участвовать в управлении журналом, что, безусловно, не
устраивало ИД. Теперь, очевидно, договоренность достигнута.
Как рассказал Ъ
генеральный директор ЗАО "Журнал "Эксперт" Александр Привалов, принципиально
проблема решена и завершение сделки -- "вопрос если не дней, то ближайших
недель". "Хотя думать о выкупе акций мы начали довольно давно, активно
готовиться к сделке мы начали только в этом году,-- говорит господин Привалов.
--
Причина проста: у нас с "Проф Медиа" не совсем совпадают взгляды на стратегию
развития журнала".
Информацию о готовящейся сделке подтвердили и в "Проф Медиа". "Сделка не
завершена, но велика вероятность того, что она все-таки состоится к концу
месяца",-- сообщил генеральный директор "Проф Медиа" Рафаэль Акопов. При этом
господин Акопов не исключает и возможности обратной сделки, при которой "Проф
Медиа" выкупит акции, принадлежащие редакции журнала. "У нас с акционерами
"Эксперта" согласованы параметры взаимного выкупа.
Первое слово здесь за
менеджментом журнала",-- говорит он. Сумму готовящейся сделки стороны не
называют.
По различным экспертным оценкам, стоимость пакета "Проф Медиа" в
"Эксперте", учитывая долгие и непростые отношения между компаниями, может
составить от $4,5-5 млн до $10 млн. В "Эксперте", комментируя эти оценки,
сообщили, что "порядок цифр близок".
Некоторые участники рынка расценивают последние действия "Проф Медиа" (напомним,
что летом компания продала 35% акций агентства "Прайм-ТАСС") как
реструктуризацию активов компании перед выходом на биржу, однако в самом "Проф
Медиа" говорят, что IPO не значится в ближайших планах ИД. "Сейчас идет процесс
рационализации активов,-- пояснил Рафаэль Акопов.-- В структуре компании
останутся только активы, которые мы можем контролировать и которые считаем
коммерчески привлекательными". Участники рынка при этом считают, что продажа
акций "Эксперта" -- в любом случае верный ход.
"Проф Медиа
" по большому счету
избавился не от актива, а от некоего громоздкого механизма, который компанией не
управлялся, а мог висеть на ней, как гиря",-- считает глава ИД Родионова Алексей
Волин.
Эксперты также полагают, что менеджмент "Эксперта" недолго будет владеть 100%
акций журнала. "Вероятно, следующим действием компании будет поиск внешних
инвесторов",-- считает глава агентства "Медиамарк" Константин Исаков.
Гендиректор "Эксперта" Александр Привалов также подтвердил, что компания будет
рассматривать различные варианты привлечения инвестиций.
Константин ВОРОНЦОВ