Как сообщается в пресс-релизе Ассоциации распространителей
периодической продукции (АРПП), с 1 апреля розничная цена «МК» в большинстве
московских киосков повысится и составит 8 рублей. «Между «МК» и розничными
сетями достигнуто соглашение о введении в Москве единой цены на газету, которая
позволит в полном объеме покрыть издержки розничных предприятий и сделать
рентабельными продажи данного издания»,- отмечается в пресс-релизе. «Мы
действительно договорились о формировании единой рыночной цены с большинством
московских сетей,- подтвердила эту информацию заместитель гендиректора ИД
«Московский комсомолец» Татьяна Мелихова.- Сейчас мы продолжаем переговоры с
некоторыми компаниями, поэтому мне бы не хотелось пока обсуждать подробности».
Эксперты отмечают, что данное соглашение - важный прецедент мирного
урегулирования конфликта между издателем и распространителями. В российской
практике последнего времени издательские и распространительские структуры в
случае возникновения споров редко избегают конфронтации. Причина разногласий в
том, что издатели хотят контролировать конечную розничную цену своей продукции в
киосках, но в большинстве случаев сделать этого не могут. Розничные сети
работают с издателями по договору купли-продажи, а не по договору комиссии и
потому имеют право самостоятельно определять конечную цену продукта. Немногим
крупным издателям удается решить вопрос с розничными продавцами с позиций силы.
Тот же «МК», как говорят распространители, в течение последних нескольких лет
демпинговал (с целью поддержания тиража) и требовал от сетей распространения
минимальных розничных цен. Отказать «МК» распространители не могли - эта газета
одна из наиболее популярных в Москве и притягивает покупателей к газетному
киоску. Аналогичным образом поступает ИД «Бурда» - его издания обеспечивают
некоторым сетям до 50% оборота, и, естественно, распространителям приходится
принимать условия такого клиента. Распространители компенсируют не слишком
выгодные для себя условия работы с крупными издателями жесткими требованиями к
издателям небольшим, например, взимая плату за право присутствия издания в
киоске.
В любом случае соглашение практически всех московских розничных сетей с
«МК» - первый на рынке пример, когда крупный издатель пошел навстречу просьбам
распространителей. «Это потрясающее решение,- говорит президент Гильдии
издателей периодической печати (ГИПП) Леонид Макарон.- Оно говорит о том, что и
издатели, и распространители устали от конфронтации, и показывает, что
саморегулирование рынка возможно». «Это пример того, как издатель может вполне
рыночным способом достичь своей цели - контролировать розничную цену. Достаточно
просто договориться о такой цене, которая устраивала бы и распространителей»,-
говорит глава АРПП Александр Оськин.
Впрочем, вряд ли можно предполагать, что «МК» пошел на увеличение цены
газеты по собственной инициативе. «Инициировали соглашение распространители -
продолжать работу с «МК» на прежних условиях было невозможно,- поясняет господин
Оськин.- Пять-шесть рублей, за которые продается газета, просто неадекватная
сумма. Тот же «МК», например, в Европе стоит €1,5».
Как утверждают руководители крупных сетей, они продавали «МК» в убыток,
несмотря на то что торговая наценка на газету составляла 100% и более. «МК»
оставался для нас убыточным изданием,- говорит глава сети «Метрополитеновец»
Михаил Литвинов.- Из-за дешевизны газеты доходы от ее продажи не покрывали наших
расходов».
Возможно, издатель «МК» не рискнул обострять ситуацию, понаблюдав, как
развивался конфликт с распространителями газеты «Спорт-экспресс» («СЭ»).
Напомним, что московские сетевики в начале февраля отказались заключить договоры
с «СЭ» на условиях издателя: руководство газеты требовало, чтобы розничная цена
на газету не превышала 7 рублей. В результате, как признавали в самом «СЭ», в
первые же дни после прекращения поставок газеты в крупные сети ее тираж упал на
13%, а в дальнейшем, по данным Ъ, падение тиража достигло 25%.
Тираж «МК» сейчас колеблется от 600 до 700 тыс. экземпляров, из которых
около 150 тыс. распространяется по подписке. Повышение цены газеты также может
привести к временному снижению тиража, по экспертным оценкам, на 5-10%. Однако
вряд ли падение тиража «МК» будет столь масштабным, как в случае с «СЭ».
«Конечно, для части читателей газеты важен даже рубль разницы в цене, однако
большая часть аудитории останется лояльна «МК»,- полагает глава агентства
«Медиамарк» Константин Исаков.
Константин Воронцов