Как сообщила РБК daily руководитель проекта «КП за рубежом» Татьяна Митюсова, сегодня в Великобритании и Ирландии «Комсомольская правда» вышла в новом формате тиражом 5 тыс. экз. Газета и раньше выходила в Западной Европе и Великобритании, однако ее распространением там занималась немецкая компания Saarbach. Таким образом, на рынках всех стран Западной Европы появлялась одна и та же еженедельная газета КП. По словам г-жи Митюсовой, стратегия компании направлена на более четкую ориентацию на аудиторию и на включение в содержание газеты локальных материалов. Поэтому теперь КП ищет партнера в каждой стране Западной Европы для продажи лицензии на издание газеты. Сейчас руководство издательского дома уже заключило как раз такой контракт с компанией Rusinfo Productions Ltd., издающей «Нашу газету» в Ирландии. Теперь 32 полосы КП в Великобритании будет делать центральная редакция, а 24 будут отданы под местные информационно-рекламные материалы.
Руководство КП не разглашает условия франшизы, однако участники рынка предполагают, что она может обходиться издателям «Нашей газеты» в сумму около 30 тыс. долл. в год. Впрочем, эксперты также отмечают, что лицензия может и ничего не стоить Rusinfo Productions Ltd., если стратегия КП жестко направлена на выход на зарубежные рынки. В свою очередь, руководство «Комсомольской правды» говорит, что проект в Великобритании «практически не потребовал инвестиций, однако направлен на получение прибыли». По словам г-жи Митюсовой, прибыль КП будет состоять из доходов от продажи лицензии и процента от продаж рекламы, размещенной в газете центральной редакцией. До конца этого года КП планирует на таких же условиях появиться в Арабских Эмиратах, а в следующем году выйти в Тунис, Египет, Чехию, Италию, Болгарию и увеличить тираж британского издания на 5 тыс. экз. По словам г-жи Митюсовой, благодаря выходу на зарубежные рынки, КП планирует расширить свою аудиторию и привлечь новых рекламодателей, что в перспективе повлияет на рост доходов издания.
Однако участники рынка отмечают, что эти планы КП вряд ли осуществятся в ближайшее время. По их мнению, «Комсомольская правда» скорее следует стратегии правительства по поддержанию связей с соотечественниками в зарубежных странах. «Правительство в России выразило желание работы с соотечественниками, теперь все хотят быть в первых рядах», - говорит издатель газеты для российских эмигрантов «Новое русское слово» Вадим Рабинович. По его словам, русскоязычные газеты за рубежом пока не пользуются популярностью: около 60-70% тиражей изданий оказываются непроданными. Кроме того, по его словам, только 12% молодых российских читателей в Европе читают русскоязычные газеты. «У газет сейчас не так много рекламодателей. Однако у них есть тенденции к развитию», - отмечает он. По словам главного редактора русскоязычной версии газеты Le Monde Diplomatique Владислава Иноземцева, «Комсомольская правда» не будет пользоваться большим успехом в европейских странах. «Русскоязычное население в Европе вряд ли заинтересуют истории о российских звездах», - говорит он. По его словам, чтобы добиться успеха на западных рынках, необходим «большой уклон на местные новости».
Ольга Гончарова
Справка:
Газета “Комсомольская правда” (КП) создана в 1925 году. Сейчас средний тираж
одного номера составляет 4 млн экз. Газета выходит в 27 регионах России, а также
в 18 зарубежных странах: в Западной Европе, США, Египте. Совокупный зарубежный
тираж издания, по данным редакции, составляет 150 тыс. экз. По оценкам
участников рынка, выручка газеты в 2005 году составила около 70 млн долл.
Русские издания за рубежом
По данным компаний-распространителей в зарубежных странах, лидерами продаж в
Европе являются следующие русскоязычные издания: еженедельник “Аргументы и
факты” (АиФ), а также газеты “Новое русское слово”, “Известия”.Тираж одного
номера АиФ за рубежом составляет 609 970 экземпляров, причем еженедельник
издается в США, Японии, Таиланде, а также во всех странах Европы, включая страны
Балтии. Зарубежный тираж “Комсомольской правды” составляет около 150 тыс.
экземпляров, при этом газета выходит в 18 странах мира и в Европе по объемам
продаж не лидирует. “Новое русское слово” выходит в США и Европе тиражом 150
тыс. экземпляров, как и русская версия “Московского комсомольца”, которая
продается совокупным тиражом 250 тыс. экземпляров. Самый маленький зарубежный
тираж у “Известий”. За пределами СНГ газета продает не более 25 тыс.
экземпляров, основную их часть в Израиле. Крупнейшей по тиражу российской
вкладкой в зарубежные газеты будет англоязычное издание “Российской газеты”
(РГ). Сейчас в виде шестиполосной вкладки оно ежемесячно выходит в американской
ежедневной газете Washington Post, чей тираж превышает 1 млн, а с конца ноября
начнет также выходить в Великобритании: вкладку будет печатать газета Daily
Telegraph тиражом около 500 тыс. экземпляров. В планах РГ разместить аналогичную
вкладку в крупнейшей китайской газете “Жэньминь жибао” (1,5 млн экземпляров), а
к концу 2007 года ее планируется издавать уже в 12 странах, включая Германию и
Индию.