Депутаты из фракции "Единая Россия" Владимир Катренко, Владимир Мединский и другие вчера внесли в Госдуму поправки во вступивший в силу четыре дня назад закон "О рекламе", а также в закон "О средствах массовой информации". Поправки в закон "О рекламе" предполагают запрет на рекламу услуг сексуального характера, если только она не распространяется в теле- или радиопрограммах, доступных только на платной основе через декодирующие технические устройства, или в специализированных эротических периодических изданиях. Согласно поправкам в закон "О СМИ", теле- и радиопрограммы эротического характера могут выходить в эфир только на платных каналах.
Как заявил Ъ Владимир Мединский, очередная инициатива по изменению рекламного законодательства вызвана неприлично большим количеством рекламы сексуально ориентированных услуг на ТВ, в первую очередь контент-провайдеров. Между тем, по оценке рекламных агентств, основанной на данных TNS Gallup Media, в 2005 году контент-провайдеры потратили на рекламу $138 млн. При этом сами контент-провайдеры затрудняются ответить, какую именно рекламу считать рекламой секс-услуг, и не выделяют ее из объема так называемой фривольной рекламы. А она составляет не более 20% от общего объема рекламы контент-провайдеров, или около $28 млн. Для сравнения: общий объем рекламного рынка в 2005 году составил $5,01 млрд.
"В эфире подобной рекламы крайне мало, поэтому запрет на нее никак не
скажется на тех телеканалах, которые допускают такую рекламу,-- говорит
президент `СТС Медиа` Александр Роднянский.-- К тому же при сокращении объема
рекламного времени не будет недостатка в других рекламодателях". Поэтому запрет
на рекламу секс-услуг и эротические программы в эфире телевидения недовольства у
участников рынка не вызывает. "Примут закон -- мы уберем такие передачи из эфира
и будем ставить другие программы",-- говорит гендиректор Ren TV Александр
Орджоникидзе. Однако у специалистов вызывает опасения отсутствие четких
формулировок, определяющих, что такое секс-услуги и эротические программы. "Это
хорошая дубинка для властей: найдется немало программ, которые при желании можно
будет отнести к эротическим,-- полагает адвокат Александр Осокин.-- И теперь это
будет нарушением закона о СМИ, влекущим предупреждение от Агентства по печати,
которое грозит СМИ потерей лицензии". Авторы законопроекта предлагают
руководствоваться здравым смыслом, исходя из полученного воспитания. "Есть вещи,
которые все понимают",-- уверен господин Мединский. Участники рынка, однако,
считают, что этих критериев недостаточно. "Нужно различать высокохудожественное
произведение с высокой долей эротики и простую продукцию, ориентированную на
незамысловатые чувства и инстинкты",-- говорит Александр Роднянский.
Юлия КУЛИКОВА, Сергей СОБОЛЕВ, Тимур
БОРДЮГ