Медиахолдинг «Проф-Медиа» владеет контрольными пакетами
акций в газетах «Комсомольская правда», «Советский спорт», «Экспресс-газета»,
«БелГазета», радиостанциях «Авторадио», «Энергия», «Юмор FM», а также в сети
кинотеатров «Синема-Парк». Также в его состав входят компания Business Media
Communications, занимающаяся выпуском специализированных B2B-изданий («Индустрия
рекламы», «Финансовый директор»), а также провайдер мобильных услуг Media
Interactive и компания по распространению периодики «Сегодня-пресс». Одно из
последних приобретений «Проф-Медиа» – кинокомпания Central Partnership,
специализирующаяся на прокате и кинопроизводстве.
Консолидированный оборот «Проф-Медиа» по итогам
2005 года составил около 160 млн долл. ИД «Афиша» издает журналы «Афиша»,
«Афиша-Мир», газету «Большой город», серию путеводителей «Афиша», а также держит
сайты Afisha.ru и BG.ru. Оборот компании по МСФО в 2005 г. составил около 22 млн
долл. По данным Gallup Media, в прошлом году доля ИД на московском рынке среди
журналов составила 3,5%, а среди издательских домов – 2,6%.
Прежний владелец «Афиши», группа «Спутник», – инвестиционная компания, работающая в России, СНГ и странах дальнего зарубежья, в том числе в сфере управления и финансовой поддержки. Также группа владеет акциями компаний «Ренессанс Страхование», «Прогресс-Нева», «Оксфорд Биомедика», «Спутник Лаборатории», Национальной лесоиндустриальной компании и др. Глава группы Борис Йордан стал владельцем акций «Афиши» в 1999 г. Осенью прошлого года были также приобретены доли Эндрю Полсона (основатель «Афиши») и Антона Кудряшова (председатель совета директоров ИД) – так группа «Спутник» получила 100% акций компании. Тогда же появились слухи, что сделка была заключена для последующей перепродажи издательскому дому Родионова. Но глава компании Алексей Волин уверял, что сделка возможна лишь при приемлемой цене. Суммы назывались разные – от 20 до 30 млн долл., однако игроки медийного рынка при этом отмечали, что красной ценой за «Афишу» будет 10 млн долл.
В «Проф-Медиа» отказались разглашать сумму сделки, сославшись на взаимную договоренность с группой «Спутник». ««Афиша» – крупнейшее независимое журнальное издательство, – отметил в беседе с RBC daily директор по информации и связям холдинга Константин Воронцов. – Поэтому покупка соответствует нашей стратегии развития диверсифицированного развлекательного направления». Г-н Воронцов не смог уточнить, какие планы у «Проф-Медиа» в отношении «Афиши». «Пока мы будем знакомиться с текущей стратегией развития издательского дома», – сообщил он. В группе «Спутник» сделку охарактеризовали как продажу непрофильного актива. «Мы получили привлекательное предложение от стратегического инвестора, – прокомментировали RBC daily в компании. – В течение пяти лет мы были акционерами издательского дома и считаем, что в сегодняшней ситуации для «Афиши» откроются новые возможности». В дальнейшем «Спутник» собирается сконцентрироваться на оказании финансовых услуг.
Однако эксперты медиарынка недоумевают, зачем Борису Йордану потребовалось продавать такой привлекательный актив. По словам заместителя гендиректора по работе с издательскими домами компании «Видео Интернешнл Пресс» Богдана Курилко, «Афиша» – успешный, рекламоемкий продукт. «Для «Проф-Медиа» эта сделка окупится в течение двух-трех лет», – считает он. Кроме того, по его мнению, это дает холдингу дополнительные бонусы. В частности, имея родственные активы, не лицензионные, а местные, компания сможет создавать на их базе новые, синдицированные проекты. «Несомненно, выход в «глянец» означает, что «Проф-Медиа» продолжит покупки в этой сфере», – уверен г-н Курилко.
Аналогичного мнения придерживается ведущий аналитик департамента консалтинга
РБК Валентин Крохин. «Это логичная покупка, – прокомментировал он RBC daily. –
Тем более что такие бизнесы продаются редко. А с учетом роста рекламного рынка
на 20-30% в год это приобретение окупится быстро». Сумму сделки на рынке
оценивают в 10-12 млн долл. По мнению В. Крохина, «Афиша» не требовала большого
отвлечения операционных ресурсов у «Спутника» и вряд ли в дальнейшем стоит
ожидать каких-либо значительных изменений в политике нового владельца.
«Изменений не требуется, поскольку речь идет о достаточно притягательном для
рекламодателей ресурсе», – считает аналитик.
Анна ПОПОВА, отдел
экономики