О сделке вчера объявила SanomaWSOY, поместив информацию на своем интернет-сайте. Rautakirja приобретает у французской Lagardere Services 100% дистрибутора прессы Press Point International и HDS CIS, владеющей сетью киосков InMedio и Relay. Сумма сделки не разглашается. Участник рынка, знакомый с ходом переговоров, сообщил Ъ, что она составила $2,7 млн. В пресс-релизе говорится лишь, что совокупная выручка обеих компаний -- около €5 млн.
HDS CIS владеет 25 магазинами прессы в торговых центрах (они присутствуют во всех ТЦ "Мега"). 15 магазинов расположены в Москве, остальные -- в Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.
Press Point International -- крупнейший дистрибутор иностранной прессы в России (объем этого сегмента, считают эксперты, не превышает $1 млн в год). Кроме того, он осуществляет поставки прессы в "Азбуку вкуса" и владеет тремя магазинами прессы в Шереметьево.
В пресс-службе Lagardere Services вчера не смогли прокомментировать детали сделки. Президент Rautakirja Эркки Ярвинен считает, что новые приобретения -- "интересный шаг в развитии наших представительств в России, который соответствует нашей стратегии стать главным игроком в распространении прессы в крупных городах страны". Rautakirja уже принадлежат две российские компании -- "Пресс-Экспо", купленная SanomaWSOY в 2005 году в составе ИД "Independent Media", и созданный в марте этого года "Р-Киоск". По словам гендиректора "Пресс-Экспо" Дмитрия Лопатина, Press Point International будет интегрирована в его компанию, также специализирующуюся на поставках прессы в супермаркеты, а магазины HDS CIS отойдут "Р-Киоску".
Сделка демонстрирует насколько по-разному крупнейшие европейские медиакомпании оценивают российский рынок распространения. "В Lagardere Services считают, что инвестиции в распространение в России находятся в зоне высокого риска,-- объясняет Виктор Шкулев, совладелец ИД 'Ашет Филипаки Шкулев' (51% ИД принадлежит Lagardere).-- Они десять лет пытались выйти сюда с минимальными вложениями, но сейчас понятно, что наш рынок требует больших инвестиций, а они к этому не готовы". По его словам, факторами риска для французов являются в том числе и "особенности ведения дел с российскими чиновниками".
В то же время Rautakirja неоднократно заявляла, что намерена стать лидером распространительского рынка в России. В том, что касается взаимодействия с местными администрациями, она рассчитывает на местных партнеров. Создавая в этом году компанию "Р-Киоск", 30% в ней она отдала российским партнерам (среди них один из топ-менеджеров ГК "Кардос" Антон Агеев). О готовности Rautakirja инвестировать в России значительные средства свидетельствуют двухлетние переговоры с компанией РАИНКО (управляет активами, в том числе и медийными, Олега Дерипаски) о приобретении ОАО "Роспечать", лидера распространения прессы. Как рассказал Ъ источник, близкий к "Роспечати", примерно год назад Rautakirja предлагала за нее $200 млн (на $30 млн больше, чем в 2005 году заплатила за крупнейшего в России издателя глянца -- Independent Media).
Пока финнам не удалось приобрести крупного игрока, они развивают собственные проекты, для которых приобретение Press Point International и HDS CIS -- существенная сделка, считают эксперты. "Они увеличили количество магазинов 'Р-Киоска' в четыре раза, а 'Пресс-Экспо' приобрела такой лакомый кусочек рынка, как 'Азбука вкуса',-- говорит гендиректор Московского союза печати Андрей Сулейков.-- Как показывает европейский и российский опыт, это вложения в самые привлекательные форматы рынка -- точки в супермаркетах и мини-маркеты прессы".
Юлия Ъ-Куликова
Читайте также: